Выбор карьерного пути – один из главных этапов в жизни каждого человека. Готовиться к нему надо заранее.
Снять розовые очки
Считается, что дети, живущие в мире информационных технологий, должны определяться с будущей профессией чуть ли не в начальной школе. Но ведь мы знаем: в этом возрасте большинство мальчишек и девчонок мечтают стать космонавтами, актрисами, пожарными и балеринами!
А вот к девятому классу специалисты рекомендуют школьникам и их родителям снять розовые очки и точно определиться хотя бы с профилем дальнейшего обучения – гуманитарным или техническим. Часто это влечёт переход в классы или школы с более глубоким изучением определённых предметов. У гимназий и лицеев есть соглашения о сотрудничестве с базовыми вузами, куда потом массово поступают их выпускники. Здесь ученики могут заниматься с вузовскими преподавателями.
«Школы часто ориентируются на запросы вузов, - говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе нижегородского «Лицея № 38» Ольга Лапшова. - Сейчас есть экспериментальные классы, где, например, одновременно с физикой углублённо изучают химию и биологию, поскольку в тренде мультидисциплинарные профессии на стыке наук. Как правило, при переходе в новую школу дети сразу отличниками не становятся. С этим родителям стоит смириться. Нужна адаптация к более углублённой программе, а порой и помощь репетиторов».
Ещё один важный совет экспертов будущим абитуриентам: все годы учёбы нужно держать достойный уровень оценок, а не навёрстывать всё в выпускных классах. И стоит забыть о мысли: не сложится с учёбой - пойду в ПТУ. Профтехучилищ старого формата, где рады двоечникам и троечникам, вы в регионе не найдёте – слишком изменилась система образования.
В среднем всё хорошо
Сегодня в колледжи и техникумы принимают по результатам государственной итоговой аттестации (ГИА) и по конкурсам аттестатов. В 2018 году в Нижегородской области средний проходной балл в этих учебных заведениях был 3,6 - 3,8. Ребятам, чьи аттестаты были с более низким средним баллом, «светила» только школа рабочей молодёжи и туманные перспективы профессиональной жизни.
Высокая планка связана с тем, что средние специальные учебные заведения региона востребованы у абитуриентов. Почему? Во-первых, техникумы и колледжи заключают с предприятиями договоры о целевом наборе учащихся на бюджетные места. Выпускники гарантированно трудоустраиваются.
Второй момент – зарплатные ожидания. По оценкам ведущих кадровых интернет-ресурсов, средняя зарплата у представителей рабочих специальностей в Нижегородской области - от 30 тыс. до 100 тыс. руб. в месяц. Привлекают молодёжь и существенные изменения условий труда на предприятиях: сейчас станок – это суперсовременный компьютер.
«В последние два-три года у абитуриентов востребован технический профиль образования – машиностроение, электроника, электротехника, радиотехника, - рассказывает директор Нижегородского индустриального колледжа, сопредседатель президиума областного совета профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования Сергей Варакса. - На специальность «Наладчик станков с числовым программным управлением» – огромный конкурс. Предприятия выстраиваются в очередь за этими специалистами».
По словам Сергея Вараксы, особенно в чести у работодателей выпускники колледжей и техникумов с красным дипломом. Ребята уже почувствовали вкус к профессии. Многие потом работают и одновременно заочно учатся в вузах.
Технические специальности популярны и у вузовских абитуриентов. Такой выбор напрямую связан с потребностями регионального рынка труда. В тройке лидеров с точки зрения уровня образования и заработных плат – строительная отрасль. Все крупные инфраструктурные проекты требуют стабильного количества выпускников совершенно разной направленности - от дорожного строительства до дизайна и архитектуры.
И хотя строительство - одна из самых стабильных отраслей, неправильно считать её консервативной. Сюда год от года приходит много новшеств.
«Меняется технология производства, требования к качеству, – объясняет проректор по учебной работе Нижегородского государственного строительного университета Дмитрий Щёголев. – Появляются новые методы проектирования, они значительно сокращают трудоёмкость, сроки и стоимость строительства. Отставать от мировых тенденций мы не должны. Сегодня работодатели всё больше обращают внимание на квалификацию и качество подготовки выпускников. Все вузы ориентируются на то, чтобы выпускник мог устроиться на предприятия профильной отрасли с минимальным доучиванием на рабочем месте и успешно там развиваться как профессионал».
Смотрите также:
- Один – хорошо, а два – лучше. Второе образование лишним не бывает →
- По новым правилам. Как прошла приёмная кампания-2016 в вузы? →
- Заочное обучение. Дёшево и некачественно? →