1 сентября тысячи ребят в Нижегородской области сядут за парты, чтобы начать новый учебный год. Почему у хорошего педагога должно быть ангельское терпение? Как педагогу остаться в профессии, несмотря на все трудности? Об этом nn.aif.ru поговорил с учителем информатики Дивеевской средней образовательной школы, одним из победителей регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года-2022» Павлом ШИРОКОВЫМ.
Экспромт у доски
Злата Медушевская, nn.aif.ru: – Павел Евгеньевич, педагогов-мужчин в школах традиционно мало. Почему вы выбрали эту профессию? Или учитель — это всё же призвание?
Павел Широков: – Я пошёл учиться на учителя физики и математики, поскольку хорошо разбирался в этих предметах, но о школе не грезил. В профессии меня оставили ученики.
На третьем курсе у нас была практика. Мне достался восьмой класс, простые ребята с окраины Арзамаса. Я закрывал у них четверть по физике вместо заболевшей учительницы. И вдруг понял: это моё!
Кроме того, в вузе я встретил свою будущую супругу. Она из династии педагогов. Вместе после вуза приехали в Дивеевскую среднюю общеобразовательную школу и работаем там уже 17 лет.
Что касается призвания, мне нравится общаться с детьми, объяснять им что-то новое. Если вдуматься, это ведь тоже не каждому дано. А у меня терпения хватает.
Я могу увидеть тонкую грань между разгильдяйством ученика и его недопониманием материала, понять, где надо поднажать на него, а где поддержать. Предложить: не получилось так решить задачу – давай попробуем с другой стороны к ней подойти. На мой взгляд, главная награда для педагога – когда твой ученик говорит: «Я понял! У меня получилось!»
Почему мужчины не идут в учителя? Конечно, на решение влияет материальная сторона вопроса. Потом, есть стереотип, что не мужское это дело – с детьми заниматься.
Но педагоги-мужчины в школе очень нужны, у них взгляд на жизнь другой. Например, сейчас много неполных семей, где нет влияния отца. Мамы и бабушки не могут полностью заменить мужское воспитание. Я не лезу в семейные дела, но могу строго сказать ученику: «Соберись, меня твои капризы не интересуют, давай работать». Ребёнок видит, что есть другая модель отношений со взрослыми.
Кстати, я считаю, что учителя-мужчины имеют другой подход к делу, отличающийся от женского, – дамы чаще всего более методичны и скрупулёзны.
– Много спорят, кто должен воспитывать ребёнка – школа или семья? Вы на чьей стороне?
– Я за объединение. Родители всё же должны создавать базу жизненных ценностей ребёнка. Причём не просто говорить, что такое хорошо, а на своём примере это показывать.
Учитель может дополнить эту базу новыми знаниями, навыками, подойти к воспитательному процессу с другой стороны. У одного моего знакомого сын не мог научиться плавать, как отец ни бился. Но приехал к ним как-то папин друг, и мальчишка за пару часов занятий поплыл...
Радует, что сейчас школа снова вносит большой вклад в формирование гражданской позиции, прививает любовь к Родине, чувство патриотизма. Мало научить читать и писать, нужно воспитать личность.
Всегда привожу такой пример. Когда после принятия декрета «О ликвидации безграмотности…» 1919 года стали поднимать грамотность населения, количество заборов, исписанных нецензурными словами, значительно возросло. Если ты грамотный и умеешь читать и писать, это ещё не значит, что ты культурный человек.
Ученики поступают в МГУ
– Порой взгляды на учёбу и воспитание детей у педагогов и родителей расходятся. К тому же в наши дни дети очень хорошо знают свои права. А как же авторитет учителя?
– Думаю, у нас в стране долгое время формировался негативный образ учителя, тем более мужчины. Как принято думать? Кто идёт в педагогический вуз? Тот, кто никуда больше не поступил! А в школу работать? Тот, кто нормального места себе не нашёл!
И вдруг люди, которые живут в такой информационной повестке много лет, становятся родителями, а затем их ребёнок идёт в школу. У мам и пап начинаются противоречия, попытки доказать педагогу, что они лучше учителя всё могут объяснить.
Но любой конфликт можно решить уважением друг к другу. Наша общая цель – благополучие ребёнка. Однако терпение у учителя порой должно быть ангельским.
А дети всегда прощупывают границы возможного с учителем. Если он не поддаётся на провокации, ученикам становится скучно проказничать и они начинают нормально учиться.
– На ваш взгляд, знания эти в сельских школах дают в таком же объёме и качестве, как в городских?
– Выпускники нашей школы каждый год поступают в лучшие вузы страны – в Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Саранск. Мы живём в век информационных технологий. Есть Интернет, который открывает большие возможности перед пытливым умом при правильном выборе информации. Да, в городе больше развито дополнительное образование, в шаговой доступности лицеи, гимназии, а в остальном отличий мало.
– Как вы относитесь к оптимизации сельских школ?
– По своему опыту знаю: как только закрывают школу в селе, оттуда постепенно начинается отток населения. Понятно, что школы закрывают из экономических соображений. Но каждый случай оптимизации нужно рассматривать с привлечением всех заинтересованных сторон.
Я считаю, что большая школа – это не всегда хорошо. У ученика меньше контакта с педагогами. Учитель в огромном потоке может потерять ребёнка как личность. Писатель Валентин Распутин когда-то сказал: «Сколько бы водохранилищ мы ни понастроили, а водичку любим пить родниковую…»
А ещё я уверен: ребёнку нужен учитель. Не на экране компьютера, а рядом.
Гагарин в кабинете
– Сейчас в стране очень востребованы ИТ-специалисты, такую работу хорошо оплачивают. Как учитель информатики вы замечаете у ребят повышенный интерес к предмету?
– Большинству школьников интересна робототехника. От неё до программирования один шаг. Но шаг этот по-прежнему делают немногие.
Чтобы достичь успеха в любом деле, надо работать над собой. Сейчас вообще дети настроены на быстрый результат. Этому школьников учит контент в Интернете. Их убеждают: прошёл двухнедельные курсы – и ты звезда в любой сфере! Но в жизни всё сложнее…
Кроме того, многие школьники, каждый день получая огромное количество информации, на самом деле мало что знают. Например, они часто думают, что всё хорошее и передовое сделали на Западе. Считаю своим долгом рассказать, что это не так!
У меня в кабинете портрет Юрия Гагарина висит в качестве примера. Рассказываю ученикам, сколько великих открытий, изобретений сделано в нашей стране, сколько огромных производств у нас работает.
– Как вы реагируете, когда ребёнок вам говорит: «Мне ваш предмет в жизни не пригодится»?
– Главное, чтобы при этом пятёрку в четверти не просил при знаниях на тройку. И такое бывало…
Я спрашиваю ребят: «Для чего боксёр при подготовке к бою много бегает, хотя на ринге таких дистанций не преодолевает?» Ученики отвечают: «Чтобы развить дыхание и выносливость!» – «Вот и вы, постигая разные предметы, тренируете интеллект, волю, способность воспринимать всё новое, решать разные задачи». Дети соглашаются.
– Павел Евгеньевич, День знаний для вас – праздник?
– Да. Для учителя День знаний – как для крестьянина праздник первого снопа в начале уборочной страды. Ты понимаешь: это начало нового учебного года, сколько работы ещё впереди!
Но когда стоишь 1 сентября на торжественной линейке, смотришь на чуть изменившихся за лето своих учеников, на первоклашек, родителей, коллег, то понимаешь: школа – то немногое, что наше общество объединяет. Терять это единство мы не должны!