Отличник, спортсмен, чемпион. В вузы поступают подготовленные выпускники

   
   

В пресс-центре «АиФ-НН» представители вузовского сообщества подвели итоги приёмной кампании-2015 в Нижегородской области.

Популярные профессии

«7 августа закончился приём на бюджетные места в бакалавриат и специалитет, - рассказала Ирина Зверева, консультант министерства образования региона. - В этом году зачисление шло в две волны. Весь процесс был более упорядоченным и спокойным, чем в прошлые годы. Более 7 тыс. ребят смогут получить высшее образование бесплатно, бюджетных мест стало на 54 меньше в сравнении с 2014 годом».

Какие специальности особенно популярны у абитуриентов? По словам Никиты Авралёва, проректора по связям с общественностью Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, среди гуманитарных специальностей абитуриенты чаще всего выбирают международные отношения, юриспруденцию. Среди специальностей технической направленности пальма первенства у прикладной информатики и программной инженерии.

В последние годы повышен спрос на технические направления вузовской подготовки, считает Евгений Ивашкин, проректор по учебной работе Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. Кстати, и отличные оценки на едином госэкзамене по физике стали получать чаще: 15 человек набрали по 100 баллов по этому предмету, а в прошлом - только семь. Таковы официальные данные минобразования региона.

У выпускников, выбирающих строительные специальности, популярны творческие направления - архитектура, дизайн, а также технический профиль - строительство зданий и сооружений, отмечает Дмитрий Щёголев, проректор по учебной работе Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета.

Тем, кто выбирает языковое образование, интересны «Перевод и переводоведение», «Лингвистика» и «Международные отношения», говорит Надежда Прокопьева, ответственный секретарь приёмной комиссии Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова.

   
   

Будущие медики чаще стремятся к дипломам по фармакологии или стоматологии. На эти направления самые высокие проходные баллы, сообщил Борис Шахов, ректор Нижегородской государственной медицинской академии.

Яркое портфолио

Главная особенность этого года - учёт индивидуальных достижений абитуриентов. Ребят отмечали за спортивные достижения, за аттестат с отличием, за волонтёрскую деятельность, за победы в различных олимпиадах и конкурсах, за сдачу норм ГТО. Вузы вправе начислять за каждое достижение дополнительные баллы - от одного до десяти.

«Возможность учесть индивидуальные достижения позволяет вузам отобрать детей мотивированных, с теми или иными склонностями, необходимыми для учёбы», - считает И. Зверева.

«В первую очередь, максимум дополнительных баллов даёт аттестат с отличием. Получив такой серьёзный документ, абитуриент имеет право на самую высокую оценку, - уверен Н. Авралёв. - Конечно, важны и победы в олимпиадах, и успешные проекты в научных обществах учащихся. Подготовка научных работ позволяет школьникам глубоко изучить предмет, осознать, стоит ли поступать на факультет по профилю».

По мнению Е. Ивашкина, абитуриенты с высокими баллами по ЕГЭ приносили и яркие, профессионально ориентированные портфолио. Если человек успешен и активен, у него многое получается.

За сочинение - ноль

Спорный вопрос - учитывать или не учитывать школьное итоговое сочинение при поступлении. Зачем, к примеру, это техническим вузам, где литературное мастерство абитуриента не так важно, как знания по математике или физике?

«Мы в лингвистическом университете не учитывали сочинение. Для проверки работ нужно собрать экспертов, это дополнительная нагрузка на приёмную комиссию, - говорит Н. Прокопьева. - К тому же дети писали в этом году итоговое сочинение впервые после длительного перерыва. Работы, на наш взгляд, не смогли бы объективно показать умение школьника грамотно формулировать мысли - слишком давно не было таких испытаний».

По словам Д. Щёголева, архитектурно-строительный университет сочинение учитывал - как стимул для абитуриентов поступить в конкретный вуз и получить дополнительные баллы.

«Сочинение ставит в неравные условия выпускников прошлых лет с абитуриентами, окончившими школу в этом году, - уверен Е. Ивашкин. - Конечно, умение хорошо писать важно и для технарей - они должны хорошо излагать свои мысли. Но сам механизм предстоит отработать».

«Будущему врачу стоит чаще писать сочинения, чтобы почерк был хороший. Поэтому мы это испытание учитывали, - улыбается Б. Шахов. - Конечно, от вуза это потребует трудозатрат и материальных расходов на создание комиссии. Итоги анализа нас удивили. Всего из 5769 абитуриентов, предоставивших сочинение, лишь 1385 ребят согласились, чтобы эксперты его оценили. И лишь 14 человек получили максимально возможные 3 балла. 65% абитуриентов заслужили ноль».

По мнению вузовских специалистов, оценивавших школьные сочинения, в работах они часто встречали неглубокое понимание произведения, незнание содержания, там отсутствовал нестандартный подход к изложению темы. Кроме того, у многих ребят низка речевая культура и много орфографических ошибок.

Представители университетов предложили, чтобы в будущим вузы не нагружали работой по оценке сочинений, а обязали бы школы ставить баллы.

К учёбе готовы!

Эксперты заметили: стало больше профессионально мотивированных абитуриентов.

«Радует, что растёт уровень подготовки, - говорит Н. Авралёв. - Этому способствовал и учёт индивидуальных достижений. Поэтому ребята приносили в первую «волну» зачисления оригиналы документов и не метались между вузами. Многие чётко знают, кем хотят стать».

«Всё меньше людей желают учиться за деньги. Это тенденция последних лет. Ведь абитуриент может подать заявление сразу в пять вузов страны. Многие выбирают высшие учебные заведения и в столицах, и в регионах - куда поступят. Абитуриенты стараются попасть на бюджет, пусть и в другом городе. Но нельзя снимать со счетов и сложную экономическую ситуацию - не у всех есть возможность платить за обучение», - говорит Б. Шахов.

Смотрите также: