Увы, так у нас водится: чтобы на проблему обратили внимание, кто-то должен пострадать…
Жалуются и жалуются
В Нижегородской области, к счастью, пока обходится без подобных трагедий. Но, по данным комиссии по вопросам лифтового хозяйства общественного совета при Минстрое РФ, наш регион - в пятёрке худших по изношенности лифтов. После трагедий в Москве и других городах по всей стране пошла новая волна проверок: контролируют не только состояния лифтов, но и то, как они обслуживаются. Ведь происшедшее в новом столичном жилом комплексе прямо указывает: на возраст злополучный лифт пожаловаться не мог…
Трагические случаи взволновали и рядовых граждан. Как сообщили «АиФ-НН» в Волжско-Окском управлении Ростехнадзора, только за январь 2016 года в ведомство поступило почти столько же жалоб на техническое состояние лифтов от нижегородцев, сколько и за весь 2015 год.
«В первую очередь, людей беспокоят частые поломки лифтов, застревание пассажиров, - объяснили в управлении. - Обращают внимание и на скрежет кабины при движении, на посторонние шумы, на неправильную работу дверей».
На сайте регионального управления появилась памятка для владельцев лифтов и управляющих компаний с настойчивой рекомендацией внепланово инструктировать жильцов о правилах пользования лифтом - особенно о провозе детей в колясках и о самостоятельных попытках эвакуации из кабины (они недопустимы). Ведь порой к нелучшему состоянию лифта добавляется фактор нашей неосторожности.
Бить по рукам?
С техническими проблемами лифта обычный человек не справится. Здесь мы надеемся на механиков и обслуживающие организации. А с халатным отношением к делу даже самый надёжный лифт может дать сбой.
«Отсутствие должного обслуживания - единственная и главная причина любых поломок, - поделился с «АиФ-НН» Андрей Быков, директор российского представительства швейцарской компании по производству и обслуживанию лифтов. - Ради экономии недобросовестные управляющие компании часто пренебрегают регулярностью мониторинга состояния лифта. Экспертиза механизмов и узлов лифта должна проводиться минимум раз в месяц, без трудовой дисциплины и соблюдения стандартов даже незначительные поломки и износ деталей буквально накапливаются, и оборудование может отказать. Мы же привыкли видеть работника лифтовой компании, когда он уже вызволяет застрявших в лифте жильцов, а не читать раз в месяц объявление: «Лифт находится на обслуживании» (на полчаса-час). Стандартов качества, законодательных актов и нормативов очень много, но их ещё и надо соблюдать».
На государственном уровне депутаты инициируют уголовное наказание за ненадлежащее содержание лифтов - вплоть до лишения свободы на 10-15 лет, если в лифте кто-то погибнет. А сами специалисты всерьёз обеспокоены, как бы их не сделали виноватыми «стрелочниками», которые якобы пускают все поезда под откосы исключительно сами...
«Нагрузка на механиков сегодня огромная, людей не хватает, - сетует Иван, сотрудник одной из лифтовых компаний Нижнего Новгорода (фамилию он просил не называть). - Нередко вызволять людей из лифта приходится чуть ли не диспетчеру, потому что аварийная бригада одна и загружена. По правилам, это не его обязанность, а значит - он должен бросить людей в кабине?»
Ситуация осложняется тем, что для работы на рынке обслуживания лифтового оборудования никакой лицензии или иных разрешительных документов не требуется. Если монтаж и установку лифта доверят лишь тем, у кого есть допуск саморегулирующей организации, то основать собственную конторку по обслуживанию лифта может кто угодно! Отсеивать такие «однодневки» и непрофессионалов - на совести нанимателей.
Время идёт
Но пока идут споры, лифтовый парк не молодеет. Окончательные результаты проверок в регионе будут позже, но какие-то меры уже принимаются. В Ленинском районе Нижнего Новгорода претензии от контролёров получили более 100 лифтов в жилых домах - из-за отсутствия оценки технического состояния, за превышение сроков эксплуатации и за нарушения в эксплуатации. Представления от районной прокуратуры получили и частные, и муниципальные управляющие компании.
«Лифты нуждаются в замене, но без целевого финансирования обновить их все невозможно, - объяснили «АиФ-НН» в одной из районных домоуправляющих компаний. - Мы сами постоянно поднимаем этот вопрос на профильных заседаниях, комитетах и где только можно. Разумеется, все технические недочёты и ошибки будем исправлять, но в корне проблемы это не решит».
Сейчас замена лифтового оборудования входит в программу капитального ремонта региона. Однако в 2015 году по всей области заменили лишь 76 лифтов. В 2016-м эти объёмы уже пообещали увеличить, по крайней мере, впятеро и заменить порядка 500 лифтов, заявил Сергей Протасов, генеральный директор Фонда капремонта региона.
Но это всё же далеко не 9 тыс. лифтов, работающих в области. Тем временем своё 25-летие (именно столько по регламенту должен служить лифт) уже начинают отмечать такие относительно новые микрорайоны, как Верхние Печёры. Что уж говорить о старых домах?
Возраст лифта - не главное
Дмитрий Панкратов, специалист по обслуживанию лифтового оборудования «Национальной ассоциации организаций ЖКХ»:
- 70-80% лифтов в нашем жилом фонде уже отработали положенные по нормативам 25 лет. Но возраст здесь не главное. Не так давно мы отмечали шуточный юбилей - лифту в жилом доме на пл. Горького в Нижнем Новгороде исполнилось 50 лет. И его по-прежнему эксплуатируют! Можно провести сравнение с автомобилем: «копейка» 1970 года тоже не соответствует современным нормам комфорта и безопасности машин, но в хороших руках она будет ездить и сейчас, если альтернативы нет. Срок эксплуатации лифта напрямую зависит от того, насколько бережно к нему относятся жители дома.
Что касается профессионализма сотрудников лифтовых компаний, здесь важны самоорганизация и порядок контроля: внутренняя регулярная аттестация, соблюдение профессиональных норм, повышение квалификации и так далее. Мне, например, очень жаль, что ушло в прошлое присвоение механикам-лифтёрам разрядов, как это было в «старой школе». Но такие профессионалы до сих пор трудятся, и их очень много. Сам знаю механиков, которые один и тот же участок обслуживают уже несколько десятков лет: меняется начальство, подрядные организации, а они остаются на посту, знают и дома, и оборудование в них как свои пять пальцев. Обслуживание лифтов - вообще очень сложный процесс. Он требует большой отдачи, поэтому «перекати-поле» в серьёзных организациях не задерживаются.
Замена лифтового парка - это важный вопрос. Решать его должны в том числе и профильные специалисты. Например, мы никак не участвуем в составлении региональной программы капитального ремонта жилого фонда - это большое упущение в законодательстве.
Где скрипит сильнее?
Из 9 тыс. лифтов в Нижегородской области почти 7 тыс. работают на территории Нижнего Новгорода.
Автозаводский район города - лидер по числу подъёмников, отработавших срок службы. 800 лифтов из 1700 нуждаются в замене.
В Советском районе - самые «молодые» лифты, причина - в большом количестве новостроек.
Если смотреть по региону, то самыми «молодыми» парками лифтов могут похвастаться Арзамас и Саров: здесь средний процент износа составляет лишь около 40%.
Смотрите также:
- Куда катятся наши лифты? Лифтовый парк региона уже должен быть «на пенсии» →
- Кто кому хозяин. Насколько наказуема самостоятельность жильцов? →
- Лифт - друг или враг? →