Недавно Россия простилась с любимой актрисой Анастасией Заворотнюк. «Прекрасная няня» почти пять лет боролась с раком мозга. Увы, болезнь оказалась сильнее. Тот же вид рака унёс жизни певицы Жанны Фриске и великого баритона Дмитрия Хворостовского.
Самолёты не виноваты
Злата Медушевская, nn.aif.ru: – Виктория, почему однажды в тканях человеческого мозга образуется злокачественная опухоль? Есть версии, что этому могут способствовать излучения от мобильных телефонов, частые перелёты на самолётах, старые травмы головы. Что думают на этот счёт учёные?
Виктория Турубанова: – Давайте начнём с биологической базы. Как возникает злокачественная клетка? Она образуется, когда в здоровой клетке происходит мутация – как правило, спонтанная. Более того, в организме здорового человека раковые клетки образуются каждый день, но они или ликвидируются иммунной системой, или блокируются на уровне молекулярных механизмов.
Да, есть спусковые крючки, которые могут запускать спонтанные мутации. Доказано: ультрафиолетовое излучение, ионизирующее излучение вносят изменения в наши клетки ДНК. Негативно влиять на клетки могут и канцерогены. Обычно это химические соединения, применяющиеся в промышленности, хотя и компоненты табачного дыма тоже содержат эти вещества.
Конечно, атаку раковых клеток на организм могут спровоцировать вредные привычки, гормональные сбои, для некоторых видов рака – наследственность. На глиобластому, самую частую и агрессивную форму опухоли мозга, не влияют долгие разговоры по мобильному телефону или частые авиаперелёты.
– Вы упомянули, что раковые клетки в нашем организме ликвидирует иммунная система. То есть, если с иммунитетом всё в порядке, рак нам не грозит?
– Необязательно. К сожалению, от рака, по сути, никто не застрахован.
Некоторые виды рака ассоциированы с возрастом. Например, тот же рак молочной железы или кишечника. У глиобластомы возрастных ограничений нет. Она может появиться и у младенца, и у пожилого человека.
Автопортрет «преступника»
– Глиобластомами стали болеть чаще? Почему этот вид рака настолько смертелен и коварен?
– Я бы не сказала, что болеть стали чаще. Но улучшилась диагностика, а она напрямую влияет на статистику. Повышенное внимание к глиобластоме привлекли заболевшие знаменитости.
Но этот рак действительно коварен. Периодические головные боли, тошнота, бессонница, помутнения в глазах – согласитесь, не самые очевидные симптомы. Их можно связать с сосудистыми изменениями в организме, с проблемами с желудочно-кишечным трактом и много с чем ещё.
Мозг, в отличие от кожных покровов, молочной железы, не прощупаешь руками. Обнаружить глиобластому на ранней стадии можно при помощи магниторезонансной томографии и компьютерной томографии.
К сожалению, сегодня глиобластомы порой диагностируют на поздних стадиях, когда помочь пациенту уже ничем нельзя. В среднем медиана выживаемости человека после постановки диагноза «глиобластома» – около 14 месяцев. Даже одобренное сейчас в мире лечение этого вида рака мозга увеличивает срок жизни больного примерно на два месяца.
У глиобластомы есть биологические особенности, осложняющие её лечение. Клетки этой опухоли не похожи друг на друга. То есть, например, химиотерапия одну часть клеток опухоли убивает, а на клетки другой части не действует никак: они развиваются в новый опухолевый очаг, мутируют и становятся ещё более устойчивыми к воздействию.
Глиобластома способна привлекать внутрь себя большое количество сосудов – каждая клеточка опухоли хорошо питается.
Кроме того, эта опухоль способна прорастать в соседние ткани. Это свойство очень мешает при хирургическом вмешательстве удалить всё до последней клеточки. Раковые клетки остаются, разрастаясь в новый опухолевый очаг.
Понятно, что любая операция на мозге травматична и влияет на дальнейшее качество жизни пациента. Мозг, в отличие от молочной железы, полностью не удалишь…
Маленькая иммуногенная клеточная смерть
– Как учёные пытаются перехитрить глиобластому?
– Я думаю, двигаться надо в сторону методов лечения, основанных на знании генетики и физиологии опухоли, и иммунного окружения опухоли, которое её поддерживает.
Мы темой глиобластом занимаемся уже несколько лет. Начинали изучать такое свойство опухолевых клеток, как иммуногенная клеточная смерть. При классическом лечении раковые клетки умирают, не вызывая иммунного ответа. Но выяснилось: некоторое лечение на это всё же способно – погибая от воздействия, клетки выбрасывают молекулы, сигнализирующие иммунитету об опасности. И это свойство очень удобно, поскольку защитные силы организма, лимфоциты, способны сами добить раковые клетки, которые не убила «химия» или операция.
Мы изучаем иммуногенную клеточную гибель, которую запускает фотодинамическая терапия. Терапия позволяет разбить опухолевые клетки на кусочки, подходящие для «употребления» их иммунными клетками.
Мы уже испытали на мышах профилактическую и терапевтическую дендритноклеточную вакцинацию, которую разработали.
Дендритные клетки в организме животных и человека – «клетки-ищейки». Они ищут патогены, поглощают их, а «автопортреты» опасных преступников представляют лимфоцитарному звену, которое с ними борется. Дендритные клетки можно взять из крови, «накормить» их умершими от фотоактивации раковыми клетками, подождать «созревания» и вернуть обратно в организм с «автопортретами преступников». Активированная дендритная клетка способна защитить от опухолевого очага глиомы. Мы это уже доказали на лабораторных мышах.
Сейчас очень осторожно приступили к испытаниям на образцах раковых клеток людей in vitro (в пробирке).
Меньше солнца, больше сна
– Когда же будет создана вакцина от глиобластомы для человека? Весь мир мечтает о лекарстве от рака…
– Мы надеемся, что это произойдёт в обозримом будущем. На мышах вакцина работает хорошо, но на людях её эффективность может быть снижена. Клетки каждого пациента очень индивидуальны. Они по-разному отвечают на цитотоксическое действие. Нам предстоит собрать такое количество образцов клеточных культур пациентов, которые одинаково эффективно и безопасно будут отвечать на нашу терапию. Это большая и небыстрая работа.
– Если всё удастся, это будет доступно простым людям?
– Дендритноклеточную вакцину надо начинать делать фактически у постели пациента, забирая его венозную кровь. Клеточная вакцина живая. Её невозможно из Новосибирска транспортировать, например, в Нижний Новгород. Надо на месте создавать клинический центр с большим количеством пациентов, с возможностью организовать полный цикл подготовки вакцины. Пока об этом говорить рано.
– Не могу вас не спросить: что мы можем сделать, чтобы в принципе снизить риск заболеть раком?
– Здоровый образ жизни повышает устойчивость организма к разным видам воздействия на него. Нормальный сон, сбаллансированный режим «работа – отдых» позволят держать в норме гормональный фон. Не надо переедать, чрезмерно загорать, курить, выпивать – это классика.
Не пренебрегайте ежегодной диспансеризацией. На ранней стадии многие виды рака можно успешно лечить. Когда болит, уже бывает поздно...