Несносная история. Квартал «Красный просвещенец» в Нижнем сохранят

У «Красного просвещенца» есть прекрасные перспективы развития. © / Квартал "Красный просвещенец"

Большинство жителей нижегородского квартала двухэтажных деревянных домов 1920-х годов не согласились на расселение и комплексное развитие территории. Почему?

   
   

Отказались от новоселий

Свободной земли под жилую застройку в мегаполисах остаётся всё меньше. Поэтому в Нижнем работает программа комплексного развития территорий (КРТ): она предполагает, что новые дома возведут на месте старых.

Квартал «Красный просвещенец» находится в самом центре города: в границах улиц Белинского, Ашхабадской, Тверской и Невзоровых. Построен он в конце 1920-х годов на средства пайщиков одного из первых в городе жилищных кооперативов по инновационному для тех лет проекту курского архитектора Бориса Гринева.

В двухэтажных деревянных домах с палисадниками поселились врачи, служащие, инженеры, творческая интеллигенция. В этом уютном, утопающем в зелени месте, жил с семьёй выдающийся архитектор Святослав Агафонов, руководивший реставрацией Нижегородского кремля в 1949-1969 годах.

С годами «Красный просвещенец» ветшал, и министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области одним из первых включило его в программу комплексного развития территорий. Мастер-план по его застройке разработал региональный Институт развития агломераций. Реновация подразумевала снос в квартале 33 построек, из них 23 – жилых дома. На их месте должны были вырасти 14 многоэтажек и детский сад.

В конце 2022 года мастер-план вынесли на общественные слушания. За реновацию «Красного просвещенца» или против голосовали собственники квартир. Таков закон. Часть жителей квартала была готова к расселению. Но у них возникал вопрос: предоставят ли им равноценное жильё в том же районе?

Другие собственники настаивали: их деревянные дома надо сохранить как часть архитектурно-исторического наследия города, не зря же в «Красный просвещенец» не первый год водят экскурсии!

   
   

Тех, кто был против включения их домов в программу КРТ, оказалось больше.

Есть ли у вас план?

Комплексного развития территорий в квартале «Красный просвещенец» по старому мастер-плану не будет, сообщил минград Нижегородской области.

Сейчас по объекту разработан новый план. Согласно ему, снесут лишь три дома по улице Генкиной, два – по улице Ашхабадской и один – по Тверской. На их месте планируют возвести жилые дома разной этажности с подземным паркингом. Новый проект КРТ предварительно одобрен, согласование начнётся до окончания I полугодия 2023 года.

Если законодательство предполагает альтернативные варианты развития городских территорий с учётом мнения жильцов, то это правильно, уверена градозащитница, первый заместитель директора Агентства по сохранению и развитию исторической среды («АСИРИС») Анна Давыдова.

«У «Красного просвещенца», безусловно, есть историко-культурная ценность и все признаки достопримечательного места, – говорит эксперт. – Сейчас мы ждём, что квартал внесут в реестр вновь выявленных объектов культурного наследия (ОКН) Нижнего Новгорода».

По мнению Анны Давыдовой, у «Красного просвещенца» есть прекрасные перспективы развития, как центра туристического притяжения и общественной городской территории с яркими событийными мероприятиями.

Пример такой территории в Нижнем уж есть – это Заповедные кварталы в границах улиц Новая, Короленко, Славянская и Студёная. Это 28 исторических деревянных домов, в квартале жили писатели Максим Горький и Владимир Короленко, с балкона одного из домов пел великий бас Фёдор Шаляпин, гостили Антон Чехов и Леонид Андреев. У квартала есть и программа восстановления домов, и огромная событийная программа – экскурсии, фестивали. Редкий турист, заехав в Нижний, не побывает здесь.

Важно

  • Если квартал «Красный просвещенец» внесут в реестр вновь выявленных объектов культурного наследия, это не значит, что застраивать его территорию будет запрещено. Однако делать это возможно будет только с сохранением исторического окружения и планировочной структуры квартала.