Некогда и опасно? Почему дети перестали играть во дворе

Сейчас все реже можно встретить во дворе играющих детей. © / АиФ

К чему может привести отсутствие подвижных игр на свежем воздухе у детей - в материале «АиФ-Ниждний Новгород».

   
   

Дворы-парковки

«Сегодня это огромная проблема - дети не знают никаких уличных игр. Рассказываешь о наших старых увлечениях, они им неинтересны», - сетует нижегородка Екатерина Молотова.

Родители находят тому разные причины. По словам Елены Сироткиной, бабушки 11-летней девочки, взрослые были очень заняты работой, поэтому сначала малышку отвлекали мультиками, потом дали ей мобильный телефон с играми. К тому же ребёнок часто болел, и они с мамой редко выходили на улицу. Сегодня девочке гораздо интереснее с самой собой, нежели со сверстниками.

«Она если не в компьютере торчит, так с планшетом играет. Внучка не любит разговаривать по телефону, ей проще написать подружке из школы смс или сообщение в соцсети», - жалуется бабушка.

Многие родители ссылаются на «опасности» двора.

«Мы боимся детей отпускать одних - ходим на улицу только вместе. У нас во дворе родители присматривают за детьми лет до 12-13, - говорит мама второклассника Ольга Коршунова из Автозаводского района. - Да и не играют они вместе - не умеют. Так, по улице слоняются. Максимум - мяч пинают или на велосипеде катаются».

   
   

Важный момент, по мнению современных мам и пап, - где играть. По словам мамы первоклассника Ирины Фёдоровой, в их районе не так много дворов с детскими городками, где можно побегать, - дворы превратились в парковки.

Папа, вставай с дивана!

При загруженности современных детей и насыщенности учебной программы у них порой нет и времени побегать во дворе. Сама жизнь заставляет детей вести сидячий образ жизни - сначала уроки, потом репетитор, телевизор, компьютер… Выход есть.

«Недавно 10-летний сын рассказал, что они с друзьями весь вечер играли в War face. Есть такая компьютерная игра, где нужно стрелять и бегать. Но им скучно сидеть за компьютером, они придумали уличный аналог», - говорит мама двоих детей Марина Антоненко из Богородского района.

«Мы часто выбираемся всей семьёй хоть в соседний город на экскурсию, хоть в соседний овраг в пеший поход. Муж выходит во двор играть с сыном на баскетбольную площадку. Что-то вместе конструируют, изобретают. Им интересно. У нас папа не лежит на диване с пивом, как во многих семьях, - поделилась нижегородка Наталья Пирогова. - А теперь к ним на площадке присоединились и другие мальчишки. Муж у них вроде тренера. Мне кажется, многое зависит от родителей!»

Школа компромисса и самоконтроля

Рассуждает специальный психолог, учитель-логопед Анна Митрофанова.

«Сегодня гораздо чаще встретишь группу детей, где каждый занят планшетом, чем ребят, играющих в подвижные «игры нашего двора». По мере роста уровня компьютеризации исчезли «Казаки-разбойники», «Вышибалы», «Тише едешь - дальше будешь», хорошо знакомые каждому ребёнку XX века. А ведь все эти дворовые игры, помимо обеспечения весёлого и интересного детского досуга, имели огромное значение для развития нервной системы детей, формирования разных черт характера.

Общие игры учат ребёнка самостоятельно организовать свой досуг, договариваться и соблюдать правила игры в команде, находить общий язык с разными детьми, вливаться в любой коллектив. Такие занятия могли объединить мальчиков и девочек.

Дворовые игры развивают смекалку и фантазию, скорость реакции, ловкость, выносливость, смелость, внимание. Игра вызывает радость, особенно когда твоя команда победила. Гораздо эффективнее учиться чему-либо с удовольствием, а не из-под палки.

Раньше игры развивались от забав для малышей («Съедобное - несъедобное», «Море волнуется раз...») до подростковых («Ручеёк», «Арам-шим-шим»). При такой преемственности дети любого возраста могли учиться всё более сложному общению и взаимодействию. В итоге ребята время с пользой проводили, и родители могли не думать, как и чем постоянно развлекать дитятко.

Если в жизни ребёнка нет подвижных игр на свежем воздухе, у него нарушается социализация - процесс формирования навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Очень трудно научиться общаться, договариваться, понимать границы своего и чужого поведения, быстро вливаться в незнакомый коллектив без коллективных занятий. Для детей играть так же естественно, как дышать. Ограничивая развлечения, мы ограничиваем и общее развитие - далеко не всему можно научить по книгам, на уроках.

Сейчас трудности в обучении многие неврологи и дефектологи объясняют отсутствием дворовых игр, в которых естественно и постоянно тренируются и развиваются внимание и память, речь и мышление, формируются навыки, полезные для учебного процесса.

Часто сами родители ограничивают ребёнка в активном времяпрепровождении. Им проще, если он сидит дома под присмотром. Конечно, в наше время бывает опасно отпускать детей на весь день на улицу. Но всё же вполне реально научить ребят коллективным играм и обеспечить для этого время и место, хотя бы в выходные».

Забытые игры

Прятки (Туки-туки)
Тот, кто водит, считает до 100, а все игроки разбегаются и прячутся. Обнаружив игрока, он должен первым добежать до исходной точки и сказать «Туки-туки».

Резиночки
Натягивается обычная бытовая резинка, через которую скачут игроки. Опорой могут быть деревья, стулья, столбы, сами игроки. Чем выше уровень игры, тем выше поднимается резиночка.

Пятнашки
На асфальте в определённом порядке рисовали квадраты, которые нужно было «пропрыгать».

«Съедобное - несъедобное»
Дети становятся в шеренгу, ведущий кидает им мяч по очереди, быстро называет слово - существительное. Ловить мяч нужно, если только слово означает что-то съедобное.

Салки (догонялки)
Игроки догоняют друг друга, чтобы «осалить», дотронувшись одной рукой. После этого пойманный «мается» - догоняет остальных.

Вышибалы
В них играют на открытой площадке. Ведущие стоят по обе стороны от группы игроков и кидают в них мяч, от которого нужно уворачиваться. Попал мяч - выбываешь.

«Казаки-разбойники»
Дети делятся на положительных «казаков» и отрицательных «разбойников», организуют погони.