Как грамотно использовать ресурсы мозга и, главное, как сохранить контроль за искусственным интеллектом, который всё отчётливее конкурирует с естественным? Основные моменты выступления профессора Черниговской в корпоративном университете правительства Нижегородской области — в материале nn.aif.ru.
Космос в одной голове
Человек, пусть он и существо биологическое, радикально отличается от всех других существ на планете: у него мощнейший мозг. Вся цивилизация — плод нашей работы. Мы придумали её, не рыбы, не птицы. У нас есть письменность, музыка, математика — какой может быть математика у кальмара и инфузории туфельки?
Или вот Наташа Ростова никогда не жила на планете, это только буковки! Но мы по ней страдаем, переживаем...
В голове у каждого из нас — и у гения, и у придурка — 86 млрд нейронов (хотя как это подсчитали?!). Нейроны бывают сотен типов, внутри мозга — квадриллион синаптических соединений. Нейросеть в нашей голове всю жизнь переписывается, меняется. Жизнь пишет свой текст. И в самой финальной стадии стоят апостолы и спрашивают: «Ну что там у вас, покажите?» И беда, если там только чупа-чупсы да глупые фильмы!
На этот текст жизни влияет всё: шоколад, виски, зелёный чай, погода, подруга... Надо очень правильно и внимательно жить. Дряни в мозг пихать не нужно! Его, в отличие от желудка, почистить невозможно. Там всё остаётся навсегда. Один кубический миллиметр коры головного мозга человека содержит информации, как более 700 жёстких дисков по два терабайта каждый.
Искусственный нейрон не имеет ничего общего с реальным нейроном. Посмотрите черновики Пушкина — это жуткое дело! Тут рисунок, здесь зачеркнуто, это переставлено местами... Подглядите за процессом работы гения. ИИ так не сможет.
Нео кортекс — новая кора головного мозга, которая есть только у человека, — на самом деле толщиной всего в несколько миллиметров. Это и есть толщина нашей цивилизации!
Чуть поскрести её — и звериное полезло.
Самое время сейчас нам спросить себя: мы для чего родились? Чтобы как можно больше гамбургеров съесть? Или чтобы планету угробить? Чему мы можем детей научить? А ведь наши дети будут управлять планетой, других не завезут.
Кто главнее — я или мозг?
Мы должны быть уверены, что мозг нам не врёт. А он может!
Люблю шутить, что лучшие молодые годы я провела в дурдоме, — я изучала его пациентов. Так вот для больного человека с галлюцинациями его бред не менее реален, чем наш с вами мир. Мы кардинально зависим от мозга.
Мозг нам не по мозгам — он настолько сложнее, чем те, к кому он попал! Ясно, что не мы им управляем, нравится нам это или нет.
Искусственный интеллект против естественного
Пока — ключевой слово всей лекции «пока» — у человека нет конкурентов. Но ИИ наступает нам на пятки со скоростью, которую никто не прогнозировал. Создавая ИИ, мы думали, что он будет нам помогать: воду коромыслом носить перестанем и там далее. Оказалось, что в лучшем случае мы будет ему помогать. Если он не скажет: подвиньтесь, чего вы здесь собрались? Он может больше. У него не болит голова, он не влюбляется, не напивается, не спит, наконец... У него бесконечная память.
А мы не успеваем адаптироваться к обновлениям нашего банковского приложения в телефоне. Выдержим ли мы скорость перемен? В таком меняющемся мире ещё никто не жил! Есть такое понятие — число Данбара, допустимое количество социальных связей. У обезьяны это 50 таких же, как она... А теперь загляните в свою телефонную книжку.
Растёт нагрузка, вместе с ней растёт недоверие к информации. Нейросеть легко нарисует, что я сейчас стою на Марсе и с чертями разговариваю...
GPT дописал симфонию Бетховена. В шахматы мы им разбиты раз и навсегда. Он нас даже в покер обыграл, а ведь там надо уметь блефовать. ИИ встал на нашу территорию.
И всё же мы пока не утратили контроль, мы пока знаем, КАК он это делает. Сейчас нам надо максимально сосредоточиться и держать нейросети в узде. Как в сказке: «Тень, знай своё место!» Нельзя отдать этот мир машинам. Последнее слово должно оставаться за человеком.