Не счесть попыток реформировать нижегородский общественный транспорт. Но люди по-прежнему часами ждут муниципальных автобусов и штурмуют частные маршрутки. И вот очередная попытка. На суд общественности представили новую маршрутную сеть Нижегородской агломерации. Планы – увеличить число пересадок и ликвидировать дублирующие друг друга маршруты.
Тут продлят, здесь – сократят
На портале Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности теперь любой желающий может ознакомиться с обновлёнными схемами маршрутной сети Нижегородской агломерации. Одну схему начнут внедрять летом-осенью 2022 года, вторую – перспективную – до 2025 года.
Из глобальных перемен: в Нижнем Новгороде маршрутки теперь будут именоваться автобусами и в названии сменят литеру «Т» на литеру «А». Согласно новой транспортной схеме, изменятся сами маршруты городского транспорта.
Не обойдётся и без полной отмены маршрутов. Так, муниципальный автобус №12, связывающий Сормовский район с Щербинками-2, прекратит существование.
Если говорить о долгосрочных перспективах, то к 2025 году нам обещают построить новый мост через Оку, по которому тоже пустят новые маршруты. Переправа свяжет Автозаводский район с жилыми кварталами в Новинках – теперь они тоже входят в областной центр. Трамвайные пути продлят в Сормовском и Приокском районах.
«На ближнюю перспективу решения мне кажутся не новаторскими, а вынужденными, на дальнюю – узаконивающими необдуманное развитие города «вширь», – рассуждает специалист по вопросам устойчивого развития городов, доцент кафедры ЮНЕСКО Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, к.э.н. Александр Иванов. – Понятно, что сейчас людям надо как-то добираться до Новинок, но осваивать эти земли не надо было в принципе. Население Нижнего Новгорода убывает катастрофически, а мы тратим огромные деньги на строительство инфраструктуры в районы, где плотность населения минимальная».
А кто поведёт?
Судя по перспективной схеме 2022 года, пассажирам придётся активно пользоваться пересадками. Власти уверяют, что для этого создадут условия.
Однако большинство нижегородцев, судя по отзывам в социальных сетях, уверены: общественный транспорт в Нижнем Новгороде не ходит каждые 15 минут, как это значится в нормативных документах. Одна из причин в том, что водить общественный транспорт в Нижегородской области некому. На заседании комитета по транспорту и дорожному хозяйству регионального парламента 16 декабря замминистра транспорта и автодорог региона Артём Бафанов рассказал, что в отрасли вакантны около 1000 рабочих мест водителей. Более того, министр посетовал, что в регионе в принципе сокращается число тех, кто способен получить права категории Д. Тех, кто мог бы сдать квалификационный экзамен, позволяющий водить общественный транспорт, и того меньше.
«Год от года требования к водителям автобусов ужесточают, и это правильно. Я бы ещё и психологическую экспертизу ввёл: ведь ты в ответе за жизни десятков пассажиров, – говорит юрист, автомобильный эксперт Александр Дейч. – Конечно, платить тем, кто прошёл испытания, надо много. Частные транспортные компании могут это делать, но не хотят. А у муниципальных транспортных предприятий дела обстоят не лучшим образом. Возможно, новая транспортная схема изменит ситуацию».
Что куда?
Часть маршрутов общественного транспорта, согласно схеме, продлят: автобус №11 – до улицы Усилова (сейчас он возит пассажиров до станции «Сенная»), троллейбус №17 – до микрорайона «Цветы» (пока он следует до кардиоцентра).
Другие маршруты - сократят. Например, популярный нынешний Т-83 (будущий А-83) будет доставлять пассажиров из Афонина до станции метро «Горьковская» и обратно, не заезжая, как сейчас, в Автозаводский район. Конечная Т-81 (будущий А-81) из Соцгорода-2 переносится на улицу Дружаева.