В начале ноября в центре Нижнего Новгорода «поехал» элитный дом 2000 года постройки. В Рязани пошли трещины по новостройке… Кажется, такому жилью далеко не сто лет, но жить в нём невозможно. Почему? А как же ГОСТы и строгие комиссии?
Картон для сирот
12 детей-сирот получили квартиры в новеньком двухэтажном доме в пос. Борисоглебский Ярославской области. Дом строили на бюджетные деньги.
Но спустя уже каких-то четыре года после новоселья их дом превратился в аварийное жильё, где находиться стало опасно жить. Внешние стены начали рушиться, мокнуть, в квартирах завелась плесень. Из-за неё отваливаются обои. Полы сгнили и проваливаются. Ребята пытались самостоятельно ремонтировать разваливающееся жильё, но их усилий оказалось, конечно, недостаточно.
Жильцы обратились в районную прокуратуру. Прокурорская проверка показала, что дом был построен с многочисленными нарушениями, без проведения государственной экспертизы проектной документации. Как районная администрация приняла его в эксплуатацию, непонятно.
Неясно и то, как выживали люди в здании, внешние стены которого просто обшиты гипсокартоном! Не было также утепления внутри подъездов – только всё тот же гипсокартон. В народе этот дом так и прозвали – «картонным».
После того как тревогу забили журналисты, «новым старым» домом заинтересовался Следственный комитет, дело взял под личный контроль глава СК Александр Бастрыкин. Поскольку детям-сиротам квартиры предоставляли по договору спецнайма, а собственник дома – департамент имущественных и земельных отношений, правительство области сейчас изыскивает варианты переселения детей-сирот в другое жильё. И у людей проблемы, и казне убыток…
Трещина, ещё трещина
Может быть, частным собственникам жилплощади в подобных случаях отстоять права на качественное жильё ещё сложнее. Рязанка Наталья Королёва рассказывает, что в новый дом её семья переехала через год после его сдачи. Когда выбирали и осматривали однокомнатную квартиру, вроде бы всё было в порядке. Но после новоселья начались проблемы.
«Хорошо, что сразу новые обои не стали клеить, – рассказывает Наталья. – Через некоторое время по стенам пошли трещины: сначала в зале, а потом и в кухне. Заметили, помню, что штукатурка посыпалась. А потом и сами трещины увидели».
Муж Натальи, работающий в сфере строительства, обнаружил, что стены в доме пустые, отсюда, по его мнению, и трещины.
«Конечно, мы на трещины жаловались, но ждать, когда к нам придут и их заделают, не стали – сами решили проблему, – продолжает Наталья. – Надеялись, что она будет единственной. Но увы…»
Уже скоро и Наталья, и её соседи обнаружили, что в доме нет заземления.
«Включила раз стиральную машинку, – вспоминает рязанка. – И тут меня током как ударит! Вызвала мастера, он сообщил и мне, и соседям, что у нас нет заземления».
Этот вопрос жильцы тоже решили самостоятельно. А вот как справиться с другой проблемой, люди до сих пор не знают: в квартирах периодически сильно пахнет канализацией, причём во всём доме.
А что же управляющая компания? Почему она ничего не делает? «УК создал сам застройщик, поэтому она помогать нам ни в чём не хочет. Не признают проблем, – объясняют жильцы. – Мы постоянно с коммунальщиками ругаемся, но рук не опускаем. Хотим обратиться в надзорные органы. Отдельно, конечно, будем жаловаться и на УК – с её точки зрения мы живём в идеальном доме!»
До выяснения обстоятельств
Огромные трещины в своих дорогостоящих квартирах на ул. Ошарской в Нижнем Новгороде жильцы обнаружили, вернувшись с дач. Но элитную пятиэтажку в самом центре города построили лишь в 2000 году. Кроме 121 жилой квартиры здесь разместилось много магазинов и офисов.
По мнению жильцов, трещины в стенах появились, после того как начали капитально ремонтировать фундамент ризалита (так называется часть дома, выступающая за основную линию фасада). Дом обследовала экспертная комиссия. На стенах квартир, расположенных в ризалите здания, обнаружили трещины. Ширина их раскрытия – до 16 мм. На трещинах установили маяки и обещали следить за состоянием несущих конструкций здания. Капремонт продолжился, а часть жильцов от греха подальше решила съехать из квартир до выяснения всех обстоятельств…
Другой дом, по улице Вятской в Нижнем Новгороде, сдали в эксплуатацию 10 лет назад. Здание стало разваливаться на глазах: растрескались стены, за ними лестничные пролёты, пол и потолки.
Жильцы заказали экспертизу строительных работ. Выяснилось: застройщик допустил массу нарушений при возведении дома. Но основная причина ужасающего состояния дома – некачественные стройматериалы, использованные при закладке фундамента. Когда фундамент осел, деформировалось всё здание. Оказалось, застройщик выполнять свои гарантийные обязательства и устранять последствия некачественного строительства не собирался.
В марте 2018 года Госжилинспекция Нижегородской области обследовала дом № 9 по улице Вятской и подтвердила многочисленные трещины в трёх подъездах. Некоторые – сквозные, а самое страшное – они появляются ещё и ещё.
Жители дома постоянно беспокоят и городские, и областные власти. Здание официально признано опасным для проживания, но люди в нём остаются…
Суд часто на стороне потребителей
Председатель Рязанской единой городской ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов:
«Застройщики часто допускают нарушения при возведении домов. Люди жалуются и на отсутствие утепления (это ведёт к образованию плесени и конденсата), и на неправильную установку систем отопления, окон и т. д.
Что в такой ситуации делать? Во-первых, связаться с застройщиком. Не признаёт наличие проблемы? В таком случае идите в специализированную организацию, которая вправе проводить строительно-техническую экспертизу.
Если экспертиза доказывает, что потребители правы, нужно в досудебном порядке предъявить требование застройщику – пусть он возместит расходы на экспертизу и устранит недоделки. Вновь игнорирует людей? Тогда вам дорога в суд! В этом случае истцы освобождены от уплаты госпошлины, поскольку иск касается защиты прав потребителей.
Люди могут в суде требовать возмещения имущественных затрат и компенсации морального вреда. Кроме того, суд обязан взыскать в пользу истцов 50% штрафа с ответчика, если его вина будет доказана, – за нарушение добровольного порядка удовлетворения законных требований.
Не бойтесь отстаивать свои права. В моей практике суды чаще всего встают на сторону потребителей».
Больше, быстрее, дешевле и хуже
Насыщение квадратными метрами ведёт к снижению качества жилья.
«Почему у нас новостройки стали трещать по швам и отчего упало общее качество строительства жилья? На то есть несколько причин. – считает профессиональный участник рынка недвижимости Борис Горелик. - Во-первых, за последние 30 лет произошла смена поколений на строительном рынке. Ушли специалисты советской школы с их ГОСТами и СНиПами. Пришли другие люди, для которых первична экономика строительства, а не его качество. Главное: дай мне метры в нужном месте, нужной цены, к нужному дню. Из чего это сделано – всё равно.
Вторая причина – постепенный отказ государства от тщательного многоступенчатого контроля за ходом и результатами строительства. Эти функции делегировали негосударственным экспертам, саморегулируемым организациям, но они должны ещё разобраться в отрасли. Пока эта система отстраивается, результаты экспериментов не радуют потребителей.
Третий момент – потеря качества в управлении готовыми объектами. Бюджеты, которые на это выделяются, часто ниже реальных потребностей рынка.
Кроме того, и потребители изменили свой взгляд на готовое жильё. Многие говорят: зачем мне дом, который простоит 200 лет? Пусть будет быстро, нарядно и дёшево.
Вот и получается, что целые микрорайоны у нас пахнут аммиаком, а материалы, из которых раньше строили малоэтажные дома, теперь применяют для строительства высотных зданий.
Когда речь идёт о покупке жилья в новостройке, я всегда советую приобретать его в домах с устоявшимся составом жильцов и способом управления, когда все недоделки при стройке уже вылезли наружу.
В моём представлении пятилетний дом лучше, чем тот, который только что сдан. Да, это выгоднее по цене, но тогда будьте готовы принять все риски, связанные с таким решением.
Важны личные бренды, когда ответственность персонифицирована. Я должен понимать, кто будет мне устранять недочёты в рамках гарантийных обязательств. Но, как правило, операционная компания «хоронится» сразу после ввода жилья в эксплуатацию.
Значит, нужно на законодательном уровне усиливать контроль в строительной отрасли».