Корни и крона. Зачем и как изучать свою родословную?

Составлять генеалогическое древо - познавательное и увлекательное занятие. На фото: прадед Любови Балашевой Дмитрий Хрусталёв с родными, 1897 г. © / "АиФ-Нижний Новгород"

Это точно не просто мода: всё больше людей находят время, силы, средства, чтобы шаг за шагом, этаж за этажом узнавать историю своего рода. Что дают им эти знания, как меняют жизнь, какие тайны помогают открыть в собственных душах?

   
   

Неведомая сила привела

Коренная москвичка, писатель и сценарист Александрина Вигилянская однажды узнала, что она – потомок православного святого. И это навсегда изменило её жизнь.

В 2016 году Александрина на старинном кладбище в городе Вязники Владимирской области набрела на могилу, казалось бы, однофамильца – дьякона местного храма. Пытаясь узнать его судьбу, начала изучать собственную родословную. Поиски корней привели в древний город Курмыш и село Бортсурманы – сейчас они относятся к Нижегородской области.

Так изменилась жизнь Александрины, а также жизнь Курмыша и Бортсурман.

«В Бортсурманы я впервые попала накануне большого церковного праздника. В местном храме стояла рака с мощами святого праведного Алексия Борт-сурманского, очень чтимого в этих краях, – вспоминает Александрина. – Я купила его житие и узнала: мой прапрапрадед Павел Вигилянский был женат на внучке Алексия Бортсурманского от старшей дочери Надежды. Получалось, святой праведный – мой дедушка с пятью «пра-»!»

С тех пор Александрина каждую минуту свободного времени старалась провести на родной земле. Создала фонд имени святого предка и при помощи неравнодушных людей начала возрождать в Курмыше церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Именно в этом храме служил сын Павла Вигилянского Алексей, прапрадед Александрины.

А ещё Александрина Вигилянская инициировала художественно-просветительский проект «Курмыш глазами художников и детей». В 2022 году, в год 650-летия Курмыша и при поддержке государственного гранта там открыли небольшой краеведческий музей.

   
   

«Цель всех этих начинаний – спасти бывший уездный город, его храмы, памятники, вдохнуть новую жизнь в третье по старине поселение Нижегородской области, – продолжает Александрина. – Неведомая сила, мои предки привели меня однажды в эти места не случайно…»

Это как личное знакомство

Любовь Балашева из Ярославля считает, что изучение родословной – почти что личное знакомство с предками, которых мы не застали в живых.

«Мой прадед был священником, – рассказывает она. – Бабушка с дедушкой почти ничего о нём не рассказывали. Показывали только альбом в старинном окладе».

Лишь недавно Любовь узнала подробности. Дмитрий Александрович Хрусталёв с 1902 года был регентом в ярославской церкви Святого Власия, храме ХVII века, руководил приходским хором. У него было девять детей. Церковь, где служил прадед, снесли в 1930-х годах. К счастью, остались её фотографии, сделанные в начале ХХ века. А ещё Власьевский приход изобразил в 1903 году Николай Рерих. Эта картина хранится в Москве, в Государственном музее Рерихов.

Узнать о предке Любовь смогла с помощью сайта Ярославского историко-родословного общества. Через него же нашла нескольких родственников в других регионах.

Потомкам удалось узнать, что Дмитрий Хрусталёв вёл активную общественную жизнь. В приходе учил детей пению, а в Первую мировую организовывал в госпиталях концерты для раненых – он обладал удивительным голосом. В начале 1920-х годов Хрусталёв продолжал служить в другом приходе – какое-то время это ещё было возможно. Умер в 50 с небольшим лет от брюшного тифа…

Когда ты узнаёшь историю своего рода, ты лучше понимаешь себя, роль своей семьи в истории страны. Размышляешь, кто в чём виноват и что сделать, чтобы в будущем избежать подобных ошибок…

Зов крови

Александр Новосёлов из Владимира уверен, что путь к истинной гармонии надёжнее всего прокладывать по следам своих предков.

«До 40 лет я и близко не стоял со столярным станком. Всю свою жизнь работал в офисах. Хобби были самыми заурядными – футбол, сериалы… Однако всё изменилось, когда на городском празднике я совершенно случайно попал на мастер-класс по художественной резьбе. Хруст рубанка, срезающего с заготовки кудри стружки, причудливые переплетения слоёв древесины, проявляющиеся под резцом, изящные фигурки, рождающиеся в руках умельца из неуклюжих чурбаков, – это настоящая магия», – рассказывает Александр.

К великому удивлению жены и детей, он закупил уйму дорогостоящих инструментов, создал в гараже столярный уголок и с помощью обучающих роликов в Интернете стал постигать азы резчицкого дела.

Жена долго не могла понять, откуда эта тяга к рубанкам и топорам, пока тётка Александра не подсказала.

Оказалось, прадед Новосёлова был потомственным плотником-аргуном. В ныне несуществующем селе Аргуново жили одни из лучших в России плотников-столяров. Резные наличники их работы стремились заполучить самые богатые купцы и дворяне. Искусство аргуновской резьбы передавалось от отца к сыну. Покопавшись в архивах, Александр узнал: его род столетиями занимался плотницким делом. Традиция прервалась как раз на прадеде, который отложил топор, оставил деревню и пошёл на завод.

И вот спустя почти 100 лет Новосёловы вернулись к родовому ремеслу. «Узнав свои корни, к столярному делу теперь отношусь с сакральным трепетом. Надеюсь, передам это отношение сыну», – говорит Александр.

В Рязани три года работает генеалогический клуб, где всем желающим помогают найти информацию о своих предках. Организатором такого объединения стала начальник отдела публикаций государственного архива Рязанской области Екатерина Дворникова.

«Поиск в архивных документах часто даёт информацию, о которой даже не догадывались, семейные тайны открываются одна за другой, – объясняет Екатерина Дворникова. – Но некоторые люди представляют: придут они в архив, и там на их предка есть папочка со всеми сведениями. Это не так – поиск может затянуться».

В клубе учат работать с рукописным текстом, помогают разобраться, какие документы запросить и где искать информацию о предках. «Многие мои родственники трудились на железной дороге. О них нужно делать особый запрос – такой архив находится в Москве», – делится знаниями член клуба Наталья Бабкина.

Многие интересуются Великой Отечественной войной, есть интерес к Первой мировой. Екатерина Дворникова надеется, что со временем удастся дойти и до Отечественной войны 1812 года. «Путешествие в прошлое расскажет не только историю предков, оно позволит узнать многое о себе», – убеждена она.

Куда пойти и что спросить

19-летний нижегородец Никита Ноябрьский – один из инициаторов проекта «История страны через историю рода». Для всех желающих архивисты, генеалоги, историки бесплатно рассказывают, как можно восстановить родословную. Участникам проекта дают пошаговые задания, объясняя, где получить информацию. Так у многих начинает складываться родословное древо.

Сам Никита историей рода заинтересовался в 14 лет. В архив впервые пришёл в 15 с бабушкой, потому что несовершеннолетним там документов не выдают. Сейчас он составил генеалогическое древо семьи до XVII века!

Вот советы Никиты, с чего начать.

  •  Начать нужно с семейного архива, максимально изучив все документы, которые есть дома.
  • Поговорите с пожилыми родственниками – что они знают об истории семьи?
  • Затем – ЗАГСы, где можно заказать недостающие справки.
  • Следующий пункт для любого исследователя – архивы. Архивов не нужно бояться. В работе с ними есть чёткие алгоритмы. Их можно изучить в открытых источниках. Заказываем в архивах метрические книги и ищем по фамилиям родственников, выписывая данные.
  • Начинаем выстраивать родословное древо, постепенно углубляясь.

Понять себя, извлечь уроки

Зачем всё больше людей стремятся узнать историю своего рода?

«Мне кажется, интерес к изучению своей родословной связан с тем, что долгие годы нам навязывались чуждые семейные ценности западного мира, - считает Татьяна Грачёва, председатель Нижегородского отделения «Союза возрождения родословных традиций». -У наших людей все эти гендерные разнообразия вызывают отторжение и, наоборот, желание больше узнать о своих корнях и традициях.

Увы, государство пока только на словах поддерживает это стремление. К сожалению, нормальной программы помощи архивам в регионах как не было, так и нет. Тяжело идёт оцифровка документов...

А ведь дело это очень важное! На мой взгляд, когда ты узнаёшь историю своего рода, ты лучше понимаешь себя, роль своей семьи в истории страны. Размышляешь, кто в чём виноват и что сделать, чтобы в будущем избежать подобных ошибок…

История имеет свойство повторяться, просто в новых временных отрезках. Я, например, точно знаю, что пошла характером в родного брата моего прапрадеда. Он был очень деятельным, интересующимся, неравнодушным ко всему новому человеком».