Княжеское прощение. Как Петра и Февронию нижегородская земля приютила

Памятников Петру и Февронии в России несколько десятков. © / Public Domain

   
   

Как светский - праздник совсем ещё молодой. А вот как день почитания благоверных Петра и Февронии Муромских этот день отмечают уже более 400 лет. Интересно, что история этой княжеской четы связана и с нижегородской землёй. Покровители семьи самый сложный период своей жизни провели именно в Нижегородской области - в селе Жайск Вачского района.

Или власть, или Феврония

Почти у всех народов есть свои красивые легенды о влюблённых: Ромео и Джульетта, Лейла и Меджнун. В России есть своя история о любви, причём от остальных она отличается тем, что её главные герои Пётр и Феврония не только полюбили друг друга, но и смогли сохранить свои чувства на долгие годы, будучи уже мужем и женой.

Началось всё с того, что князь Пётр решил помочь своему брату - его жену пытался соблазнить змей, принимавший на время облик человека. Змея Пётр убил, но после боя оказался весь забрызган кровью ползучего гада. Грязь смыли, но на коже князя появились струпья. Знахари, как ни бились, вылечить Петра не могли. Кто-то рассказал ему о простой девушке Февронии, которая травами лечит людей. Князь отправился к простолюдинке. И она его вылечила, но попросила за это не золото, не наряды, не дорогие каменья. Феврония хотела стать женой Петра. Князь пообещал выполнить её желание, но исполнить его не торопился. И тогда болезнь вновь вернулась. Пришлось опять ехать к Февронии и жениться на крестьянской дочери.

На княгиню из простолюдинок знатные бояре возводили напраслину, пытались поссорить с ней князя. Петра даже поставили перед выбором: или княжеская власть, или Феврония. Князь выбрал жену, сказав: «Что Бог сочетал, того человек не разлучает».

Изгнанники под Жайском

Вот тут и начинается наша нижегородская жайская история. Пётр и Феврония сели в лодку и поплыли из Мурома, за ними последовали те, кто остался им верен. Пока в Муроме бояре делили власть, Пётр и Феврония поселились в построенном наскоро домике на берегу Оки рядом с селом Жайск Нижегородской области. Все, кто хоть раз бывал в этих местах, говорят о красоте здешней природы. Неизвестно, сколько именно здесь прожили князь и княгиня, но через какое-то время именно сюда приплыли послы из Мурома. Бояре в борьбе за княжеский трон пролили столько крови, что сами испугались своих деяний и бросились искать княжеского прощения. Вот здесь, рядом с Жайском, на высоком берегу Оки жители Мурома слёзно просили вернуться Петра и Февронию.

С тех это место так и называется - Княжеское прощение. Супруги вернулись в Муром, жили долго и счастливо и по преданию умерли в один день. Более того, они даже похоронены в одном гробу. Сначала их, как и положено, разлучили, но наутро они опять лежали вместе.

   
   

На место их погребения начались паломничества и вскоре стали говорить, что Пётр и Феврония помогли, кому удачно замуж выйти, кому обрести долгожданного ребёнка. На церковном соборе 1547 года Пётр и Феврония были канонизированы.

С тех пор не иссякает поток паломников, желающих поклониться мощам Петра и Февронии в Муроме. Но есть и в Нижегородской области место, где можно поклониться памяти святых и попросить их помощи - село Жайск урочище Княжеское прощение.

Любовь в камне

В 2012 году под Жайском, на месте примирения жителей Мурома с князем и княгиней заложили часовню Петра и Февронии. Через год одноглавую белоснежную часовню освятил епископ Выксунский Варнава.

Рядом с часовней открыли памятник более 3 м высотой. Пётр и Феврония стоят в ладье, у княгини в руках свиток, на котором написано: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Защитник всех, не оставит нас в беде».

«Святые благоверные Пётр и Феврония для нас - добрый пример любви, - сказал владыка Варнава. - Не может быть настоящей семьи без любви и верности. Это именно те духовные скрепы, которые делают семью действительно настоящей семьёй. Если жить правильно, то семейная жизнь доставляет человеку огромную радость и счастье. Дай Бог, чтобы такая любовь была у каждого из нас. Дай Бог, чтобы пример святых Петра и Февронии вдохновлял нас на эту христианскую любовь».

Теперь каждый год 8 июля здесь, рядом с памятником Петра и Февронии награждают лучшие семейные пары Вачского района, а молодожёны здесь дают обеты верности.

Вачских священников часто спрашивают, а можно ли обвенчаться в часовне Петра и Февронии 8 июля? Дело в том, что ежегодно до 12 июля продолжается Петров пост, поэтому венчаться именно 8 июля нельзя. Согласно церковным канонам, венчания запрещены также во вторник, четверг и в субботу. Кроме того, этот обряд не совершают накануне больших праздников. Выбрать день для венчания вам поможет священник.

Живая история

Неизвестно, сохранилось ли бы до наших дней повествование о будущих покровителях семьи, любви и верности, если бы в XVI веке историю их любви не записал монах Ермолай-Еразм Прегрешный. Он служил священником в Пскове, был просвещённым и образованным человеком. Столичные власти его заметили после того, как он отправил одно из своих литературных произведений царю Ивану Грозному. Книга была не развлекательная, а содержала проект переустройства общества, защиту интересов крестьянства и просвещенных дворян. Царя эта тема не заинтересовала, но московский митрополит Макарий решил, что талантливого писателя надо привезти из провинции в Москву и поручил ему писать жития святых.

Еразм Прегрешный изложил историю Петра и Февронии, но в канонические православные книги она не вошла. И не потому что писатель не справился с задачей, а потому что получилась эта история такой живой, в чём-то даже противоречивой, не похожей на каноническое житие.

Но книгу читали, перечитывали, переписывали, пересказывали. История о Петре и Февронии сохранилась до наших дней и до сих пор завораживает читателей.

Интересен и тот факт, что Еразм Прегрешный писал о муромских князе и княгине спустя почти 300 лет после произошедших событий. Но народная память хранила эту историю.

Многие историки указывают на тот факт, что в летописях князь Пётр не упоминается. Но при этом образ Петра совпадает с летописным портретом муромского князя Давида, у которого была жена Феврония. Князь Давид и его жена в преклонном возрасте постриглись в монахи с именами Пётр и Ефросинья. Сейчас уже не выяснить, почему в своём повествовании Еразм Прегрешный у одного из супругов указал имя монашеское, а у другого светское.

Кстати
Нередко молодожёны перед или после свадьбы совершают паломничество в Муром, к мощам святых. Но сделать это можно и в Нижнем Новгороде - иконы с частицами святых мощей хранятся в нижегородском храме в честь преподобного Сергия Радонежского и Спасском Староярмарочном соборе. Недавно памятник святым Петру и Февронии установили в городе Сергаче около краеведческого музея.

Смотрите также: