Наверное, у каждого нижегородца наберётся свой багаж как анекдотических, так и грустных историй, связанных с общественным транспортом. Корреспонденту «АиФ-НН», например, каждое утро доводится участвовать в гонках на выживание, которые устраивают два автобуса, чьи маршруты совпадают на отрезке от пл. Советской до пл. Сенной.
«Побирушка резиновая»
Обгоны, подрезания, крутые манёвры - в погоне за пассажирами в ход идут все средства. Даже угрозы! Однажды водитель маршрутного такси достал мобильник и прямо во время движения позвонил «конкуренту».
«А я вот завтра как приду на базу пораньше, возьму разводной ключ, раскручу тебе двигатель, и ты вообще на маршрут не выйдешь, - пригрозил сопернику водитель. - Прекрати моих людей подбирать, побирушка ты резиновая!»
С одной стороны, пассажирам это должно польстить - за них идёт такая борьба, что иногда на остановке и ждать не нужно, автобусы и маршрутки буквально друг на друга запрыгивают за заветным «живым грузом». Но с другой, в погоне за рублём страдают в первую очередь пассажиры. По статистике нижегородской Госавтоинспекции, львиную долю дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов составляют случаи падения пассажиров из-за слишком лихой езды или манёвров транспорта.
Впрочем, нарушения правил - далеко не единственная проблема. Нарекания вызывают и техническое состояние парка, и состояние самих водителей.
«Со мной был такой случай: на остановке на Казанском шоссе водитель открыл дверь, высадил людей, но с места не тронулся. Через минуту-другую пассажиры начали переживать, всё ли в порядке, подошли к водителю, а он спит! - рассказывает нижегородка Светлана Митрохина. - Мы его кое-как растолкали, и он, не моргнув глазом, поехал дальше. Был вечер. Видимо, так устал водитель. Я вышла на следующей же остановке - мало ли куда привезёт такой шофёр».
«В начале октября, когда ударили внезапные заморозки, на ул. Родионова наблюдали страшную картину: повсюду брошенные автобусы, как муниципальные, так и частные, чуть ли не посреди дороги. Они просто замёрзли! - вспоминает нижегородка Анна Платонова. - В каком же состоянии автобусы? Или водители так не верят в свои силы, что решили не рисковать и просто бросить автобусы?»
По пути в ДТП
На фоне снижающейся аварийности на дорогах Нижнего и региона в целом число ДТП с участием и по вине водителей общественного транспорта, наоборот, из года в год растёт. В городском отделе ГИБДД констатируют: эта тенденция сохраняется не первый год, причём и в других городах-миллионниках ситуация не лучше. Главная причина - слабая нормативная база на федеральном уровне, пассажирские перевозки по сути никем целенаправленно не регулируются.
В Нижегородской области медвежью услугу сыграла отмена статей 7.3 и 7.4 регионального Кодекса об административных правонарушениях. Последняя, например, предусматривала ответственность для так называемых «нелегальных» перевозчиков - когда маршрутка имеет лицензию Ространснадзора, но её владелец не заключал никаких договоров с администрацией города на работу в конкретном населённом пункте.
«По городу ходит ежегодно более 500 автобусов муниципальных транспортных предприятий и 1020 автобусов официальных перевозчиков, которые работают по договору, - рассказывает Анатолий Гусев, директор департамента транспорта Нижнего Новгорода. - При этом «нелегальных» маршруток, по нашим данным, ездит 200-300 машин. Полномочий убрать их с улиц у департамента нет. Согласно статистике, именно на их долю и приходится основная часть ДТП».
У самих перевозчиков цифры и того выше. По данным Ассоциации частных перевозчиков Нижнего Новгорода, на дорогах города наберётся 500-600 «лишних» автобусов. Это и ведёт к перегруженности остановок, конкурентным гонкам и пренебрежению к правилам дорожного движения.
Ситуацию должен исправить вступающий в силу в следующем году федеральный закон № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа легковым транспортом». В нём, в частности, прописаны серьёзные штрафы за многие нарушения, которые сегодня не контролируют. Тот же выход на маршрут без согласования с администрацией и без карты маршрута будет стоить юрлицу 300 тыс. руб. Штрафовать будут и за высадку пассажиров в неположенном месте, за «ночёвку» транспорта во дворах и многое другое.
Кто за рулём?
Эксперты не скрывают: спешно принять новый закон федеральное правительство вынудил целый ряд страшных дорожно-транспортных происшествий с участием пассажирского транспорта, которые бурно обсуждала вся страна. В Нижнем Новгороде без вопиющих случаев тоже не обошлось: все помнят, как в марте этого года на пешеходном переходе на ул. Малой Покровской под колёсами пазика погибла 12-летняя девочка. Водитель, кстати, хоть и был осуждён, но попал под амнистию в связи с 70-летием Победы.
При этом в ГИБДД не скрывают: данные на этого водителя изначально были сомнительные. За 2014-2015 годы за ним уже числилось 11 нарушений. Шофёр, например, не раз не уступал дорогу пешеходу. Почему работодатель не запросил данные на сотрудника в Госавтоинспекции при приёме на работу? Вопрос остаётся открытым.
Профессионализм водителей беспокоит не только инспекторов, но и работодателей. При слишком большом количестве дублирующих маршрутов и «лишних» автобусов усадить за каждый руль хорошего водителя невозможно - их просто не хватает. А нелегальные маршрутки грешат ещё и тем, что сотрудники не проходят медосмотр, не проверяют состояние транспорта, автобусы никак не обслуживаются, и в каком они состоянии - не известно. До тех пор, пока уже не становится поздно.
«За этот год число нарушений, связанных в том числе с отсутствием лицензии у общественного транспорта, уже выросло на 10% в сравнении с 2014 годом, - говорит Павел Маркин, замначальника отдела исполнения административного законодательства Управления МВД России по Нижнему Новгороду. - Вместе с органами власти мы добиваемся конфискации транспорта, нарушающего закон. Новый федеральный документ должен упростить нам эту работу».
«При любой технической неисправности мы запрещаем эксплуатацию транспортного средства, - объясняет Михаил Тихомиров, замначальника отдела технадзора городской Гос- автоинспекции. - Самые опасные - неполадки в тормозной системе. Вспомните аварию на Зеленском съезде, когда автобус с пассажирами буквально вылетел на набережную. Немногие знают, но и самовольная установка или снятие кресел в салоне автобуса - это тоже нарушение. А будет ли удобно пассажирам, не упадёт ли кто-то во время движения?» Новый закон обещает исправить многие недочёты. Вот только пассажирам автобусов до него ещё нужно «доехать»…
Транспорта слишком много
- В городе уже образовалось достаточно много крупных предприятий - частных перевозок, которые и сами заинтересованы в том, чтобы работать законно, обеспечивать высокое качество перевозок. Объективных проблем много. Например, большое количество дублирующих маршрутов, на которых возникает нездоровая, агрессивная конкуренция. Ради выгоды недобросовестные предприниматели превышают установленную на автопарк квоту и запускают на маршруты большее число автобусов, чем это разрешено законом. Нормальный интервал движения - 8-9 минут, а у нас на отдельных маршрутах он составляет 30 секунд! Город не резиновый, он перенасыщен общественным транспортом. Автобусы не могут подъехать к остановке, не то что выдерживать дистанцию и скорость.
Есть и финансовый вопрос. Сегодня один автобус перевозит 400 пассажиров в день. Но этого недостаточно! Поэтому и возникают разговоры о том, что тариф в 20 руб. не покрывает расходы перевозчиков. Мы понимаем, что в нынешней экономической ситуации поднимать тарифы - кощунство, гражданам нечем платить. Что же делать? Убрать с дороги нелегальные автобусы, и тогда пассажиропоток у законопослушных перевозчиков увеличится до 600-700 билетов в сутки. И можно несколько лет ещё не повышать тариф.
Нужны водители
- Налицо кадровый голод: мы готовы взять 150-200 человек, сами обучим и проинструктируем перед выпуском на маршрут, но их нет. Люди предпочитают «лёгкий заработок»: пришёл, подработал, ушёл. А муниципальный транспорт весь оборудован системой навигации - отслеживают всё, вплоть до скорости на каждом участке маршрута. Многих это не устраивает. Водители не хотят быть привязанными к социальным автобусам.
Тем временем тот же видеорегистратор очень помогает, особенно при возникновении жалоб и спорных ситуаций. Всегда можно увидеть и доказать, действительно ли водитель в чём-то виноват. Бывают случаи, когда пассажиры буквально начинают вымогать деньги прямо во время движения - дескать, человек упал. На самом деле этого не случилось, либо «пострадавший» не держался за поручень, хотя это обязанность пассажира.
На дорогах сегодня агрессивно водят все, не только водители общественного транспорта. Когда автобус подрезают, он вынужден резко тормозить - в результате пассажиры падают, а виноват шофёр автобуса. Не зря на государственном уровне повышают штрафы, вводят новые виды ответственности для водителей в целом.
Подсадной сотрудник
- По нашим наблюдениям, основная масса водителей на городских маршрутах сегодня просто не готова к перевозке пассажиров. В отличие от крупных транспортных предприятий, где шофёр проходит медосмотр, автобус проверяют, транспорт контролируют на линии, у частных перевозчиков порой водителя перед рейсом никто не проверяет. Единственная цель у владельцев многих маршрутов - не сохранение жизни граждан, а коммерческая выгода. В результате - наложение маршрутов один на другой, выход лишних автобусов.
Сегодня нет реально действующих законов. Поэтому единственным контролёром работы общественного транспорта становится полиция, в том числе инспекторы дорожного движения. Большое количество обращений и жалоб граждан поступает в департамент транспорта, откуда они перенаправляются к нам. Анализируем, какие маршруты самые проблемные, работаем на линии. Один из самых эффективных методов - «подсадить» сотрудника ГИБДД в штатском как обычного пассажира, он изнутри наблюдает за работой транспорта и водителя и фиксирует все нарушения.
Хороший результат дают профилактические мероприятия. Например, в ходе недавней недели безопасности дорожного движения мы зарегистрировали всего одно ДТП с участием общественного транспорта за неделю, хотя обычно таких аварий случается около 2-3 за день.