Владимир Маринин перенёс на бумагу рассказы Ирины Ивановны Громовой, жительницы деревни Поляны Вадского района. Деревни давно нет на карте области. Но память осталась...
«Повезло! Пришёл без ноги»
Тётка Мария дождалась письма от своего Петра с войны. Из полевого госпиталя писал:
- Мама, жди! Скоро приеду! Списали подчистую.
И она ждала каждый день, каждую минуту. Деревенские женщины шептались между собой:
- Калекой придёт.
Пётр вернулся здоровым, только без ноги. Тётка Мария, встретив его с костылями, повисла на шее сына и запричитала:
- Славу Богу! Живой! Вернулся!
Встречу с Петром отмечали всей деревней. Все поздравляли тётку Марию:
- Повезло!
На ней фашист играл
Петру было восемнадцать, а нам, девчонкам, по 12. Моя мать, увидев, как я пытаюсь перед ним показать всё искусство обольщения и внимания, сказала:
- Можешь не строить ему глазки! Он стар для тебя.
Я пыталась возмутиться:
- Всего-то на шесть лет.
- Всего-то! На целую войну! - возмутилась мать.
Пётр привёз с собой трофей - губную гармошку. Всем её показывал, пытался играть. Только кроме одной немецкой песни ничего не получалось. Да Петра это и не интересовало - при каждом удобном случае прикладывал к губам:
- Кое-что могём!
Однажды я не выдержала:
- Убери! На ней же фашист играл. Противно!
Пётр посмотрел на меня удивлённо:
- Это же трофей!
Самые вкусные лепёшки
Если бы вы знали, как мы работали в войну, наверное, не поверили бы. Трудились на ферме, в поле, на лесоповале и отдыхали там же. За день наработаешься, чуть ноги к кровати несёшь. В придачу ко всему брат Женька по ночам кричал от голода - ему было всего четыре.
А что поделаешь? Дома нет даже малюсенького кусочка хлеба. Ответить Женьке сил не было.
Не успеешь уснуть, как мать в бок тычет, будит. И так каждый день.
Приближался Первомай 1944 года. Все его ждали с уверенностью, что война закончится.
Мы вычистили в доме полы, скамейки, стены. Всё кругом блестело. Из чего обед приготовить? Из съедобного, кроме щавеля, ничего не было.
- Возьми Женьку и набери на огороде прошлогодней картошки. Я вам лепёшек напеку, - смахнув слезу, сказала мне мать.
Мы с братом в огороде набрали много старой картошки - засохшей, гнилой, перемороженной. Мать растёрла её, добавила чуток отрубей - у соседей взяла, напекла лепёшек. Ничего вкуснее я никогда не ела! Женя взял сразу две лепёшки, и его даже не ругали.
«За что меня ненавидят?»
Иван пришёл с войны не так, как все, в 1945 году, а лишь спустя пять лет. Соня долго его ждала, все слезинки выплакала. Ей в глаза говорили: «Не дождёшься! Погиб!» Она отвечала: «Никто его убитым не видел. В лагере он».
Дождалась! Пришёл. Маленький, незаметный, нескладный. Пришёл без радости, без веселья. Их почему-то сторонились все, и стар и млад.
- Соня, почему они меня ненавидят? Я же ничего плохого не сделал, - спрашивал Иван.
- Они завидуют, что ты жив, здоров! Завидуют чужому счастью, - отвечала Соня.
- Я же не служил в полиции. Я же был только в плену. Пёк хлеб. Для своих же!
- Не будешь же всем объяснять, что пёк хлеб для своих, - отвечала Соня.
- Я пять лет отсидел.
- Ваня, давай уедем отсюда? Нам никто никогда не будет мешать.
- Что ты, Соня! - испугался Иван. - Здесь моя Родина.
Через год его не стало - не перенёс неодобрительных взглядов односельчан. Соня через неделю после смерти Ивана уехала…
«Сердцем чую - мой папанька»
Виктория Барчева, ученица 10-го класса Вадской средней школы:
Мой прапрадедушка Фёдор Степанович Степанов родился 28 августа 1911 года в деревне Болтино Вадского района. Он был добрейшей души человек. Его очень любили все односельчане. Был готов снять последнюю рубашку и отдать её людям.
8 июня 1941 г. прапрадеда призвали в Красную армию, телефонистом в зенитную артиллерийскую дивизию. Фёдор Степанович служил в подразделении, отражающем налёты вражеских самолётов на объекты городов Люберцы и Ярославль. В составе 273 гвардейского зенитного артполка участвовал в боях под Курском. Затем Киев, Черновцы, Лодзь, Бранденбург, Кольберг. В мае - апреле победного 1945 года бил со своим полком фашистов в Берлине.
При переправе на реке Одер под ураганным миномётным обстрелом отважный ефрейтор Степанов, невзирая на угрозу смерти, обеспечивал постоянную связь дивизии с полками. При штурме Берлина в кварталах, охваченных пожарами и обстреливаемых артиллерийским огнём противника, он наводил линию связи.
Фёдор Степанович был лучшим стрелком Комендантского взвода. За боевые заслуги перед Родиной его наградили орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги»…
К счастью, мой прапрадедушка вернулся с фронта живым.
- Когда началась война, мне было девять лет, а тут я уже девушка. Иду из школы, у дома стоит мужчина. Сердцем чую - мой папанька. Но мы друг друга не узнаём. Сколько потом было радости! Он меня очень любил, - рассказывала прабабушка Валентина Фёдоровна Степанова (Кулева), его дочь.
Мой прадед умер в 1993 году. Но он жив в памяти нашей семьи. Я горжусь своим замечательным прапрадедом и всегда буду помнить о нём!
Дважды рождённый и спасённый
Арина Кузнецова, ученица 10-го класса Вадской средней школы:
Мой прадед Борис Семёнович Панкратов не знает точной даты рождения. Окрестив младенца, сельский священник не записал его в метрическую книгу. А потом малограмотный родитель, отправляя сына в школу, придумал ему день рождения - 22 июля 1922 года.
Так же, как и дата рождения, «известна» и дата его смерти. В областной «Книге памяти» Бориса Семёновича назначили без вести пропавшим. А он живой! Дедушка прожил всю жизнь в селе Вазьян Вадского района. Вырастил пятерых детей, имеет 14 внуков, 19 правнуков и 2 праправнуков. Работал ветеринарным фельдшером, на его пиджаке рядом с боевыми наградами красуется медаль «За трудовую доблесть».
Он прошёл войну в 372-й стрелковой дивизии, бойцы которой прорывали блокаду Ленинграда, освобождали Новгород, Выборг, Кёнигсберг и ещё десятки городов Прибалтики, Польши, воевали в Германии. Капитан Борис Панкратов был командиром пулемётного взвода, затем командиром взвода полковой разведки, после тяжёлого ранения - адъютантом командира полка.
Первую боевую награду прадед получил за разведку боем. Его, изрешечённого пулями и осколками, друзья вынесли из боя на палатке. По возвращении из госпиталя ему вручили орден Красной Звезды. Позднее прадеда наградили боевыми орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, многими медалями. Второй раз был ранен при прорыве блокады Ленинграда.
После снятия блокады прибился к полку пацан Алексей. Говорили, что ленинградец, мать умерла, отец воюет. Прадед подкармливал его, жалел, сдружились. В 1944 году воевали на Карельском перешейке. На осмотр позиций на передовую вышли командир полка, прадед, командир взвода разведки, несколько офицеров и фельдшер Рыжов. Тишина, равнина с редко стоящими соснами. Рыжов весело заорал: «Финны, финны, где эти страшные финны?» И вдруг раздался треск пулемётной очереди. Руку Рыжова выше локтя срезала разрывная пуля. Очередью прошило и прадеда - пуля вышла на спине, сломав ребро… Очнулся в тёмном сарае, а вокруг - мертвецы! Оказалось, Лёшка искал Бориса Панкратова в полевом госпитале. Не нашёл среди живых и стал искать среди мертвых. И обнаружил, сообщил командиру полка.
Вот так мой 22-летний прадед «воскрес». А Лёшку, его спасителя, отправили в Ленинград учиться. Правда, больше они не встречались. Прадед только выяснил, что фамилия парня - Новиков, вроде живёт в городе Отрадное Ленинградской области.
Я горжусь прадедом и другими доблестными защитниками нашей многострадальной Родины!
Смотрите также:
- Юные моряки под огнем со страху звали маму, но обороняли Белое море →
- Юные горьковчанки ловили фашистские самолеты прожекторами →
- Просто правда о войне →