Недавно школьники из городского округа Бор Нижегородской области Александр Смуров и Антон Медведев стали серебряными призёрами Международной выставки юных изобретателей IYIA-2022 в Индонезии.
От ЕГЭ к паяльному кружку
Злата Медушевская, nn.aif.ru: – Даниил, а помните, когда у вас самого появился интерес к точным наукам? Кто на это повлиял?
Даниил Стрелов: – Мой отец – радиофизик, но тяготеть к точным наукам, наверное, я стал лишь в десятом-одиннадцатом классе, когда началась активная подготовка к ЕГЭ.
Поступил на радиофизический факультет, вместе с другими студентами создали паяльный кружок «Лампочка», где уже сами разрабатывали и конструировали разные вещи. Могу сказать, что и в школе, и в вузе мне повезло встретить людей, которым была интересна наука, и они могли рассказать о ней так, что у учеников загорались глаза. Для этого нужен педагогический талант.
Сам с детьми работаю лет с 17. Был вожатым в лагерях отдыха, работал в частных школах дополнительного образования. Потом на Бору открыли «Кванториум», и уже два года я занимаюсь там с ребятами направлением «Энергетика».
Всех призываю: приводите детей в «Кванториумы»! Занятия бесплатные. Здесь есть и популярные направления, вроде программирования и робототехники, и связанные с производством, с созданием беспилотных летательных аппаратов, есть работа с 3D-принтерами и много что ещё.
Важно, что для работы с детьми по всем направлениям создана отличная материальная база. Это не просто кружок, а очень сильная площадка для интересной научной проектной и производственной деятельности.
В таких условиях и ребятам нравится заниматься, и молодым педагогам-наставникам интересно работать.
– Сегодня многие дети увлечены компьютерами, но в основном играми. Как настроить ребят на серьёзную работу?
– Детям во все времена больше нравится играть, а не работать над интеллектуальным развитием. Почему бы педагогу тоже не использовать в своей работе элемент игры, в наши дни – компьютерной. Сейчас этот процесс ещё называют геймификацией.
Например, мы с ребятами строили ветрогенераторы, солнечные панели, проводили электрические провода в пространстве одной популярной компьютерной игры. На мой взгляд, педагог должен быть с детьми в одном информационном поле, понимать их увлечения. Просто надо уметь некий отрицательный элемент заменять продуктивным.
Но, увлёкшись идеей, дети тоже могут «выгорать», причём значительно быстрее взрослых. Я думаю, многие родители сталкивались с тем, что ребёнок поначалу очень хочет ходить в кружок, а как доходит до дела, то ему становится скучно заниматься одним и тем же.
Поэтому мы в «Кванториуме» работаем не только над технической стороной вопроса, но и учим ребят, как правильно выстроить научный проект, как его презентовать, как искать бизнес-партнёров для реализации идеи. Это создаёт ощущение разноплановости работы и не наскучивает.
Нам, кстати, и дети-гуманитарии нужны. Такой ребёнок может искать информацию, обрабатывать её, презентовать проект, вести социальные сети.
Давай на «ты»
– Вы молодой педагог, и занятия у вас проходят не в школе, где всё строго. Вы стараетесь быть для детей другом или держите дистанцию?
– В принципе, если бы я сразу сказал воспитанникам, что меня надо называть Даниил Викторович, они бы так ко мне и обращались. Дети у нас все воспитанные.
Но я такой формат общения не очень люблю. Ребята называют меня Даниил и обращаются на «ты». На мой взгляд, это способствует более эффективной коммуникации.
Более того, они могут мне написать в мессенджер, как прошёл день, что сегодня интересного увидели или прочитали…
– Ребята делятся с вами, кем хотели бы стать в будущем? Наверное, для многих сейчас кумир Илон Маск?
– Я бы сказал, что кумир ребят не Илон Маск. Этот человек у них на слуху из-за множества инфоповодов, которые он постоянно выдаёт. И всё же у ребят-технарей, как и у других детей, в любимчиках музыканты, актёры боевиков, блогеры. Всё же, чтобы выбрать себе профессионального кумира, надо много читать научные труды, проникаться идеями. Это у ребят ещё впереди.
Кем ребята хотят стать? Чаще выбирают профессии, связанные с программированием. Правда, иногда ребёнок вроде бы специальность будущую выбрал, но до конца не понимает, чем ему предстоит заниматься. Здесь к ситуации должен подключиться наставник, объяснить функционал…
Медаль для друга
– Расскажите о проекте, который так высоко оценили на Международной выставке юных изобретателей в Индонезии.
– Модель автомобиля на водородном топливном элементе мы с воспитанниками «Кванториум Бор» Александром Смуровым и Антоном Медведевым разрабатывали с января 2021 года. Я подал идею, ребята поддержали её.
Создали радиоуправляемую модель автомобиля в масштабе 1:10. В автомобиле установили обычный аккумулятор, но аккумулятор этот получает энергию и отдаёт её далее в машину с помощью химической реакции водорода и кислорода. Они образуют в процессе электрический ток, он и заряжает аккумулятор машины. Такие топливные элементы более экологичны.
Особенность разработки в том, что топливные элементы можно легко масштабировать, но все их свойства сохранятся. К тому же мы создали приложение для телефона. В режиме реального времени оно позволяет отслеживать, сколько топлива осталось в машине. Насколько я знаю, в России разработкой автомобилей всерьёз не занимаются, поэтому нас можно назвать новаторами.
На выставку в Индонезию защищать проект поехал только Саша. Но он отлично справился, причём на английском языке. До поездки мы всю техническую документацию по проекту переводили.
Для меня как для педагога важен ещё такой момент: Саше Смурову вручили одну серебряную медаль. Он попросил у организаторов выставки изготовить вторую для своего друга и соавтора Антона Медведева. И мы Антона в «Кванториуме» тоже торжественно наградили. Такой поступок показывает: навыки работы в команде, общечеловеческие принципы научной деятельности у ребят есть.
– Вы рассказали, что любовь к точным наукам у вас появилась в выпускных классах в период подготовки к ЕГЭ. Почему так происходит не у всех? Почему школьники математику с физикой сдают неохотно?
– Во-первых, сдавать физику и математику тяжелее, чем обществознание.
Во-вторых, в школах есть дефицит учителей по этим предметам. А тем, кто работает, порой некогда отвечать на дополнительные вопросы детей после звонка или устраивать на уроках интересные физические и химические опыты. Между тем с этого интерес у ребёнка к предмету зачастую начинается.
Наши воспитанники физику и математику для сдачи ЕГЭ как раз, как правило, и выбирают. Так что приходите к нам с детьми!