Детство без ограничений. Как растить малыша с инвалидностью?

Любому ребёнку нужны и знания, и общение с ровесниками. © / АиФ

   
   

В Нижегородской области больше 12 тыс. детей-инвалидов. Школы, как правило, готовы принять многих из них и учить наравне с обычными ребятами. А вот в детский сад особым детям попасть непросто.

И лечить, и учить

«Если большая часть нижегородских школ готова к программе инклюзивного образования, то в детских садах для детей-инвалидов иногда не могут создать необходимые условия», - признаёт Татьяна Боровкова, начальник отдела детства и родовспоможения областного министерства здравоохранения.

Например, чтобы принять в детсад малышей с ДЦП, надо решить, как они будут передвигаться в группе и в других помещениях. Маленьких диабетиков надо обеспечить специальным питанием и необходимыми медицинскими процедурами - вводить инсулин, если это показано.

«У нас бывали конфликтные ситуации, когда детсад отказывался принять ребёнка с диабетом, объясняя, что не может обеспечить малышу правильное питание, - рассказала Татьяна Боровкова. - Но это нарушает право ребёнка на образование, лишает возможности научиться общаться со сверстниками. А позже в вопросах социализации потерянное время наверстать в дальнейшем очень сложно. Адаптацию малышей надо начинать именно с дошкольного возраста. Медицинская составляющая в это время тоже очень важна. Нужно совмещать лечение и образовательные, социальные программы».

Соединить медицинскую и социальную составляющую можно будет в реабилитационном центре, который откроют в Нижнем в октябре.

«В группах (по 10-12 человек) реабилитационного центра будут заниматься дети от 0 до 5 лет с ДЦП, аутизмом, сахарным диабетом и атопическим дерматитом, - говорит Николай Карякин, доктор медицинских наук, врач-нейрохирург. - Кстати, аутизм в последние годы встречается всё чаще. Уже составлены специальные программы медицинско-психологической реабилитации и социальной адаптации малышей. Это не разовое посещение какого-то чудо-проекта, это ответственная, кропотливая работа. Дети будут приходить в центр как в обычный детсад - утром, а вечером - уходить домой. Но здесь им готовы обеспечить и правильное питание, и медпроцедуры, и занятия с психологом, и совместные игры с ровесниками».

   
   

Психолог будет работать и с родителями особых малышей, потому что к ребёнку-инвалиду нужен особый подход. Таким детям в равной степени вредны и безразличие, и чрезмерная опека.

Необходимо, но не бесплатно

Николай Карякин рассказал, что врачи стояли перед непростым выбором: открыть реабилитационный центр для малышей прямо сейчас или ждать, когда его финансирование включат в бюджет:

«Но промедление в вопросах адаптации трудно корректировать в дальнейшем. Чем раньше начать социализацию, тем больших успехов в дальнейшем достигает ребёнок. Именно потому, что финансирование центра пока не включено в бюджет, его посещение будет платным. За месяц родители детей с ДЦП и аутизмом заплатят по 20 тыс. руб., с сахарным диабетом и атопическими дерматитами - 17 тыс. рублей».

Да, это дешевле, чем частный детсад. Но во многих, если не в большинстве семей, где растут дети-инвалиды, таких денег нет. По словам Н.Карякина, здесь ждут помощи от благотворительных фондов.

Сотрудники регионального минздрава уже отбирают будущих воспитанников центра по медицинским показателям.

Без государства - никак!

Ирочка Калашникова - инвалид детства. Тяжёлая форма косолапости лечится только оперативным путём. Ребёнок пережил шесть операций на ногах. Сегодня ей 13, девочка ходит в школу и постоянно находится под надзором врачей.

«Когда ребёнок рождается и проблема очевидна, родители не знают, что делать, куда бежать. Нас направили к ортопеду в Канавинский район, полгода мы наблюдались там, нам ставили гипс, но ничего не помогало. Когда обратились в профильный НИИ, там удивились: «А что же вы так долго к нам ехали?» Оказалось, с рождения такие заболевания легче поддаются лечению и операции проходят успешнее. Но мы же не знали», - вспоминает мама Татьяна.

Семье, тем не менее, повезло - все операции, установка аппаратов Илизарова, всё лечение было бесплатным для родителей в связи с инвалидностью девочки. Ира получает пенсию, есть льготы по квартплате. Когда девочка росла, она ходила в специальную группу детсада для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Но несколько лет назад эту группу закрыли.

«А ведь занятия там многое дали Ирочке! - говорит мама. - Вообще, без помощи государства детей-инвалидов родителям не поставить на ноги. Установка одного аппарата Илизарова стоит 120 тыс. руб. А сколько раз ребёнку его за жизнь будут ставить, сколько операций делать, даже врачи не знают».

Детсад - для всех

Серьёзный диагноз не значит, что ребёнок не имеет права на развитие и образование. Многие такие детишки могут посещать и детский сад, и школу.

«Родители детей с синдромом Дауна порой сталкиваются с проблемами при устройстве ребёнка в детский сад. В последние годы таких проблемных ситуаций почему-то стало больше. Моему сыну сейчас 9 лет, мы уже в детский сад не ходим, но ходили, - говорит Светлана Скоропостижная, консультант инновационного центра «Сияние», объединяющего семьи детей с синдромом Дауна. - Когда сыну было два года 8 месяцев, подавая заявление на садик, я предупредила: малышу, скорее всего, в ближайшее время дадут инвалидность. Но это не стало препятствием для устройства в детское дошкольное учреждение.

Сейчас некоторые мамы рассказывают, что их детей с синдромом Дауна отказываются брать в детсад на полный день - берут только в группы кратковременного пребывания. Во многих дошкольных учреждениях уверяют, что не могут предоставить достаточного ухода и внимания в группах полного дня.

Мамы жалуются и на то, что в детском учреждении, узнав о диагнозе ребёнка, начинают требовать какие-то лишние справки, искусственно тормозя процесс поступления в детсад. Был случай, когда родители других ребят требовали убрать из детсадовской группы ребёнка с синдромом Дауна. Но администрация детсада справилась с ситуацией - детей недовольных родителей перевели в другую группу.

Есть сейчас и другие сложности, из-за которых родителям особенных малышей приходится добровольно отказываться от детского сада. К примеру, в группах часто много детей, и особым малышам там некомфортно. Хотя они очень остро нуждаются в общении со сверстниками».

Смотрите также: