Прошедший чемпионат России по лёгкой атлетике в Челябинске стал настоящим триумфом для 21-летнего нижегородца Анатолия Киселёва. Он взял «золото» в беге на 110 м с барьерами, преодолев дистанцию за 13,36 секунды. Так быстро в этом сезоне не бегал ещё никто!
NN.aif.ru побеседовал со спортсменом о том, как он стал избранником королевы спорта.
Трудный путь к победе
Алексей Рокотов, nn.aif.ru: – Анатолий, после успеха на чемпионате России вы проснулись знаменитым?
Анатолий Киселёв: – Принять факт своего чемпионства до сих пор не могу. Я даже не знаю, как описать это чувство. Всё это как будто бы не со мной происходит. На стадионе «Локомотив» в Нижнем Новгороде, где тренируюсь, меня узнают. Уже почти все поздравили с чемпионством. А за пределами тренировочного зала пока никто не просил сделать совместное фото. Я вообще скромный. Не привык ощущать на себе внимание.
Помню, меня сразу после дистанции спросили: легко ли это было? Сам чемпионский забег, возможно, и не получился сложным. Но вот путь к этой цели был очень и очень тяжёлым.
На самом деле весь сезон у меня складывался далеко не так хорошо, как финал. Я нестабильный спортсмен. По ходу сезона то удавалось показывать хорошие результаты, то вообще ничего не клеилось. Но проиграв много мелких стартов, я выиграл три главных: первенство России, Кубок России, а теперь и чемпионат страны!
– Накануне чемпионата России президент Федерации лёгкой атлетики Нижегородской области Наталья Садова в интервью нашему изданию сказала, что считает вас главным фаворитом. Но, похоже, вы сами в этом не были уверены?
– В спорте вообще нельзя быть в чём-то уверенным на 100%. Перед началом сезона все предрекали победу Сергею Шубенкову. Но у него не задалось из-за травмы (В июне чемпион мира по лёгкой атлетике 2015 года сломал ключицу, упав с мотоцикла. – Ред.). Многие говорили, раз Сергей не в оптимальной форме, значит, фаворитом буду я. Но ведь с нами бегал белорусский легкоатлет Виталий Парахонько. И он был очень силён!
Весь сезон мы плотно конкурировали. То Виталий выигрывал у меня тысячную долю секунды в забеге, то я у него. Мы, кстати, с ним очень сдружились. Парахонько постоянно мотивировал меня.
– Сергей Шубенков – чемпион мира, трёхкратный чемпион Европы, рекордсмен России. Получится ли у вас выйти из его тени, соревнуясь только в России и Белоруссии?
– Почему нет?! Если буду побеждать стабильно, в какой-то момент люди перестанут обращать внимание только на Шубенкова. Не подумайте, у нас нет какой-то жёсткой конкуренции. Мы с Сергеем дружим. Но я хочу доказать, что потихоньку его эпоха уходит.
На ветер не в обиде
– В финале чемпионата России вы установили личный рекорд, пробежав дистанцию за 13,36 секунды. Но из-за попутного ветра результат официально не будет засчитан в качестве личного рекорда. Обидно?
– Лёгкое негодование есть. Но регламент есть регламент, против него не пойдёшь. Не обижаться же на ветер?!
Так случилось, что в день финала всё словно было на моей стороне. В Челябинске неделю стояла жара, а утром перед нашим забегом прошёл дождь, и температура стала очень комфортной. Да и физически я себя ощущал прекрасно. И моя любимая девушка Мария Девяткина мотивировала меня все пять дней турнира!
– Думаю, Мария вас особенно понимает. Она же сама профессиональная легкоатлетка-бегунья?
– Да. Мария тоже принимала участие в чемпионате России-2023. В личной дистанции добраться до пьедестала, к сожалению, не вышло. Но в эстафете 4х400 м она выиграла «золото» (В командной гонке Мария Девяткина выступала за команду Москвы. – Ред.)
Мы с Марией познакомились четыре года назад. Я тогда впервые участвовал в первенстве страны.
На чемпионате России у Маши забеги были в первые два дня, а я выходил на старты в заключительный день. Поэтому она поддерживала меня и помогала настраиваться на дистанцию целых пять дней.
Я, как и любой спортсмен, не всегда бываю стрессоустойчивым. Перед стартами случаются панические атаки. На дистанции я должен взять десять барьеров. Но надо ещё и преодолеть одиннадцатый – психологический. Это сложнее всего. И вот справиться с волнением и взять этот барьер мне всегда помогает Мария.
«Толя, ты – бревно!»
– Результаты российских легкоатлетов теперь приходится заочно сравнивать с результатами зарубежных коллег. На что можно было бы претендовать на чемпионате мира, который сейчас проходит в Будапеште, с тем временем, которое вы показали в финале чемпионата России?
– Если бы на чемпионате мира мне каким-то чудом удалось выйти в финал, со временем 13,36 секунды я мог бы быть четвёртым-пятым. А в Бриллиантовой лиге (Крупнейший коммерческий старт. – Ред.) с такими секундами и на попадание в призы смело можно было бы претендовать!
О возможности участия в Олимпиаде я не думаю. Пока не хватаю звёзд с неба. Не факт, что попаду в олимпийский Париж даже, если с нашей страны снимут запрет.
Я, наверное, не так трепетно отношусь к международным стартам, потому что сам выезжал за границу только дважды. Не ощутил сполна того драйва, который знаком более опытным спортсменам. Возможно, и психологически ещё не готов защищать страну на таком уровне.
– Вы как-то рассказывали, что занимаетесь барьерным бегом только пять лет. Как вышло, что, придя в специфический вид спорта в позднем возрасте, вы за несколько лет собрали все внутренние награды? Дело в какой-то врождённой суперэластичности мышц?
– Эластичность мышц в беге с барьерами на самом деле играет очень важную роль. Но это точно не про меня. Я до того, как перейти в лёгкую атлетику, занимался хоккеем. И как-то мама, а она у меня кандидат в мастера спорта по спортивной гимнастике, посмотрев на мою игру, сказала: «Толя, ты – бревно! Абсолютно деревянный».
Я с детства был быстрым, прыгучим, бешенным. Но гибкостью никогда не отличался. Кому-то это дано от природы, как моему постоянному партнёру по тренировкам Даниилу Шубину. А мне надо очень много времени тратить на растяжку. Каждый день. Беру своё за счёт характера. И так всю жизнь!