Безвестный герой Смуты. Как нижегородец Ордынцев Россию спасал

Изгнание поляков из Кремля Пожарским, художник Эрнест Лисснер, 1938 г. © / Public Domain

Смутное время – один из самых непростых периодов в жизни нашей страны, в котором затерялось множество судеб, героических поступков и примеров достойной жизни. Именно такова судьба нашего земляка – Михаила Ордынцева. Какую роль этот простой человек сыграл в славной истории Нижнего Новгорода?

   
   

Город в осаде

Осень 1608 года выдалась очень неспокойной – по России шествовал Лжедмитрий II. Нижний Новгород в то время был шестым по уровню экономического развития городом Московского государства – желанная добыча для отрядов «тушинского вора», состоявших в основном из казаков и иностранных наёмников.

В Нижнем Новгороде был создан чрезвычайный орган – городской совет. Совет, состоящий из представителей разных слоёв населения, подтвердил готовность Нижнего Новгорода сохранять верность действующей власти.

Но вот беда, к тому времени Нижний Новгород оказался в кольце городов, присягнувших самозваному царю: Суздаль, Муром, Курмыш, Балахна и Арзамас. Не было мира и с ближайшими соседями – поволжскими народами, которые не хотели платить дань правительству царя Василия Шуйского. Да ещё значительная часть гарнизона и дворянской конницы была отправлена на службу в Нижнее Поволжье. В случае столкновения с врагом нижегородские власти могли рассчитывать только на собственные силы.

21 ноября (1 декабря) 1608 года из Балахны был получен ультиматум, призывающий нижегородцев присягнуть на верность «царю и великому князю Дмитрию Ивановичу» и грозящий наказанием в случае неповиновения.

Это была реальная угроза, а город не был готов к осаде – необходимо было как-то потянуть время, чтобы успеть перевезти военные запасы со Стрелки в Нижегородский кремль. Был сформирован отряд, который в случае нападения врагов должен был продержаться как можно дольше. Руководить отрядом назначили Михаила Ивановича Ордынцева. В архивных документах он именуется как «курмышский сын боярский».

Ранее молодой Ордынцев уже совершил настоящий подвиг: доставил в столицу собранные с уезда налоги. Эта миссия и в мирное-то время была весьма сложной и опасной, а уж в условиях Смуты и вовсе казалась невыполнимой. Но Михаил, проявив дальновидность и осмотрительность, блестяще выполнил поставленную задачу.

   
   

Бился явственно

В Центральном архиве Нижегородской области сохранился документ: «Справка о службе М. Ордынцева», благодаря которому известны многие обстоятельства его воинской карьеры.

Вместе со вторым воеводой Нижнего Новгорода Андреем Алябьевым Ордынцев принимал активное участие в оборонительных боях от отрядов Лжедмитрия II. Причём в «Справке о службе» часто упоминается выражение – «бился явственно», то есть непосредственно участвовал в сражении.

Усилия оказались не напрасны – вскоре была освобождена Балахна, и войско воеводы Алябьева начало боевые действия на южном, арзамасском, и юго-западном, павловском и муромском, направлениях. Для Михаила Ордынцева это снова череда боёв, и первые ранения, которых за время его службы будет немало.

Под влиянием этих побед власть «тушинского вора» пала в ряде уездов Поволжья: «добили челом и вины свои принесли» «гороховляне», «лушане», «галичане»…

Но легче не становилось, и новый 1609 год начался боями, в которых доблестно сражался «курмышский сын боярский» Михаил Ордынцев.

А боевые действия не прекращались: местное ополчение сражалось на территории Шуйского, Суздальского уездов, но основная боевая нагрузка по освобождению региона по-прежнему лежала на войске воеводы Алябьева, освободившего от тушенцев Муром, а затем и Владимир.

Возле Владимира нёс службу в тот момент Ордынцев, сдерживая угрожающую ситуацию. Насколько кровопролитными были эти бои говорит такой факт: согласно «Справке о службе М. Ордынцева» с конца 1608 г. по лето 1609 г. только он один убил в сражениях восемнадцать человек.

Гражданская жизнь

Жизненный опыт, полученный Михаилом Ордынцевым в боях и походах, был востребован. Он делает неплохую для человека его ранга карьеру. В апреле 1614 – 8 ноября 1615 г. он – дьяк на Вятке, все пять вятских городов «дозирает» вместе с князем Фёдором Звенигородским и Василием Жемчужниковым.

В 1617-1618 гг. Ордынцев уже в Москве, где ситуация резко обострилась: повзрослевший польский королевич Владислав решил вернуть себе московский престол и начал поход на Россию. В тяжёлых оборонительных боях 1618 г. ценой больших потерь русские войска сумели измотать и ослабить силы противника.

В эти тревожные дни поздней осени 1618 г. Михаил Ордынцев находился в Москве в осаде. Тогда в обороне он не мог знать, что это последний бой Смутного времени и впереди мир – на целых 14 лет. В 1621 г. Ордынцев в числе московских управленцев высшего звена. Но после его фамилия в приказном аппарате Москвы не упоминается.

Однако сохранились документы, подтверждающие, что в июне 1629 года Михаил Ордынцев - нижегородский губной староста и возглавляет губную избу – выборный орган сословного управления, выполнявший судебно-полицейские функции по делам уголовным и отчасти гражданским.

Именно Ордынцев расследует «татинное» дело об ограблении крестьян деревни Новинки Нижегородского уезда. В преступлении подозревали четверых крестьян деревни Монастырской. Хозяин Новинок Иванис Злобин требовал выдачи подозреваемых крепостных на пытки. Ордынцев этого делать не стал. Тяжёлые годы Смуты и военная служба не сделали его кровожадным.

Нижний Новгород по достоинству оценил заслуги своего защитника. Царской грамотой от 23 марта 1619 г. ему была пожалована вотчина – деревня Утечино в Березопольском стане Нижегородского уезда.

Михаил Ордынцев был одним из многих спасителей нашего Отечества в Смутное время, но остался без славы и известности – изображений его не сохранилось и имя доблестного воина и добросовестного служащего могло бы так и остаться безызвестным. Но город в год 800-летия должен вспомнить имена своих простых героев, ведь именно на таких людях и держится наше государство.

По материалам статьи Б. М. Пудалова «Судьба человека Смутного времени»