Без искры. Почему трамвайное движение закрывают в городах России?

Нижегородским трамваям опять грозит «красный свет». © / Наталья Бурухина / АиФ

Нижегородский электротранспорт «въехал» в чёрную полосу - закрыли трамвай в Дзержинске, на сутки обесточили трамваи и троллейбусы в Нижнем Новгороде. И вот энергетики опять грозят отключением.

   
   

На охране рельсов

Электротранспорт во всём мире давно признан самым экологически чистым. Обособленность трамвайных путей делает городские электропоезда ещё и удобными - им не так страшны пробки и дорожные заторы. И эксперты сходятся во мнении, что плюсов у трамваев и троллейбусов больше, чем минусов.

Но всё разбивается о суровую финансовую реальность. Рентабельность решает практически всё. Именно затратами на содержание чиновники оправдывают сокращение или вовсе отмену маршрутов электротранспорта. В Дзержинске, например, где трамвай исчез в декабре прошлого года, главным доводом местной администрации стал 100%-ный износ сетей и подвижного состава. Местные активисты из объединения «Дзержинск за общественный транспорт» недоумевают: как износ может быть 100%, если ещё в позапрошлом году в городе меняли внушительные отрезки рельсовых путей? Сомневаются они и в нерентабельности трамвая. В ноябре 2015 года с помощью сотрудников «Мосгортранса» провели мониторинг пассажиропотоков и сбора выручки на трамвайных маршрутах города. Выяснилось, что большинство пассажиров трамвая оплачивают свой проезд в салоне, так что бытующее мнение, что трамвай - транспорт для льготников, - стереотип.

Кроме того, по «народным» расчётам выходит, что в год дзержинский трамвай способен заработать около 200 млн руб. (включая компенсации из бюджетов за провоз льготников). Чтобы заменить старые вагоны, общественники предлагают приобрести списанный подвижной состав из Москвы (по состоянию он лучше дзержинского).

Трамвайное движение в городе химиков прекратилось через месяц после своего 85-летнего юбилея. Общественники регулярно митингуют, сторожат рельсы, чтобы их не демонтировали и не растащили на металлолом…

«Наши расчёты и доводы известны в городской администрации, но ни официального согласия, ни опровержения им не дают, - рассказал «АиФ-НН» Андрей Блохин, организатор движения за спасение трамваев. - Департамент транспорта Москвы готов к диалогу по поводу продажи вагонов».

   
   

После череды скандалов вокруг трамваев 13 января уволили Дмитрия Волокушина, директора департамента транспорта и связи Дзержинска. В мэрии города химиков создают рабочую группу, куда пригласили войти и активистов. Дзержинцы не теряют надежды возродить трамвай.

Задолжали

Нижегородский трамвай пока держит оборону. Город старается обновлять парк, чиновники поговаривают о продлении трамвайных линий.

«В Нижнем Новгороде старейший в России трамвай - в этом году ему исполнится 120 лет. Уже за это его можно и нужно сохранить несмотря ни на что. Если движение закроют, это будет позор на всю страну», - заверили «АиФ-НН» в департаменте транспорта города.

Но на местах всё же приходится «оптимизировать» - с 11 января до апреля закрылся маршрут № 11 по ул. Рождественской. Зимой он перевозит по 5-6 человек в день, констатируют городские власти. В праздники, весной и летом ситуацию спасают туристы. Как экскурсионный он себя окупает - с 26 декабря 2015 года по 10 января 2016 года он перевёз более полутора тыс. человек.

Весной 2010 года демонтировали рельсы на Канавинском мосту, перед ремонтом, что разомкнуло сообщение между верхней и нижней частью города. Сейчас под угрозой пути на Молитовском мосту, который тоже нуждается в реконструкции. Муниципалитет обещает рельсы сохранить и вернуть на обоих переправах, но когда это будет - неизвестно.

Дождутся ли нижегородцы скоростного трамвая, заложенного в генплане Нижнего Новгорода?.. Всё упирается в деньги, а их городу не хватает даже на содержание имеющегося транспорта. За долги перед энергетиками нижегородский электротранспорт уже «вставал» 28-29 декабря. Возмутилась прокуратуру области - мэрия получила предупреждение. Ведомство обратилось к областной власти с предложением решить вопрос с долгом города. Но не помогло - из обещанных 40 млн руб. город перечислил энергетикам чуть более 13 млн руб. Так что с 20 января электричество вновь может исчезнуть из рельс и проводов, сообщили «АиФ-НН» в энергокомпании. Долг «Нижегородэлектротранса» на 11 января уже превысил 157,7 млн руб.

«Если снова встанут трамваи, мы не сможем добраться на работу - живём на ул. Паскаля. Через нашу глубинку ходят одна маршрутка и один автобус, их можно час прождать. А на трамвае без пробок в центр попадаем», - говорит Светлана Суворова, жительница Ленинского района.

«Останови трамвай № 417 даже на сутки - частный сектор Канавинского и Ленинского районов останется без транспорта. Мы с ул. Спортивной не выберемся без него. О людях не думают!», - негодует нижегородка Ирина Семёнова.

Впрочем, в городской администрации сообщили, что с договорятся с энергетиками.

«Трамваи и троллейбусы не прекратят свое движение 20 января 2016 года. Сейчас администрация города и ПАО «ТНС энерго» в стадии переговоров. В рамках этого процесса ограничительных мер приниматься не будет», - заявили в департаменте транспорта и связи.

Проблемы с долгами электротранспорта есть и в других регионах страны. В Интернете собирает подписи петиция работников транспортных предприятий в адрес президента РФ с просьбой помочь отрасли возродиться.

«Есть перекосы в сфере управления городскими перевозками, влияние личного мнения глав муниципалитетов (не всегда объективного) на их структуру, при отсутствии чётких правил в этой сфере, - констатируют транспортники. - Трамваи и троллейбусы заменяют на автобусы малой вместимости. А сами коммерческие перевозчики не готовы инвестировать в безопасную и удобную для города систему общественного транспорта. Они обслуживают наиболее напряжённые направления, чаще всего дублируют маршруты электротранспорта, чем отнимают у него пассажиров».

Экскурсионный трамвай в Нижнем Новгороде окупается. Фото: Администрация Нижнего Новгорода

Убрать трамвай - парализовать город

Трамвай незаменим как экологически чистый, массовый, комфортный и надёжный транспорт. В крупных городах мира его развивают. А у нас его почему-то считают устаревшим. Чем это чревато?

Вадим Воронков, заслуженный архитектор РСФСР, в 1958-1966 годах главный архитектор Дзержинска:

«Дзержинск протянулся с запада на восток на многие километры. В городах с линейной структурой развития трамвай наиболее целесообразен. На его маршрут «нанизаны» жилые районы, центральные площади, крупные предприятия города.

Да, у нас сейчас почти поголовная автомобилизация населения, но это мало влияет на основные поездки населения. Трамвай в городе химиков стал не только основным средством передвижения - он «собрал» растянутые на многие километры заводы и жилые массивы, превратив их в единое целое - город Дзержинск. Изначально он был жизненно необходимым массовым транспортным средством и приобрёл стратегическое для города значение. В советские времена руководство города, в ещё более нелёгких условиях, находило средства для нормальной работы трамвая.

И теперь он должен уйти в прошлое как «устаревший и несовременный»? Нет! В Волгограде, который протянулся вдоль Волги более чем на 80 км, основной вид транспорта - скоростной трамвай, а не метрополитен!

В современной мировой градостроительной практике в крупных городах мира всё в больших масштабах применяют именно трамвай. Но уже решённый на современном техническом и организационном уровне. Трамвай сохраняют в исторических центрах Амстердама, Праги, Милана, Рима, Будапешта, Ванкувера…

Трамвай незаменим как экологически чистый, ёмкий, комфортный, надёжный и бесшумный (если он решён на современной технической основе). В Гётеборге (Швеция) бургомистр нам с гордостью показывал новые линии скоростного трамвая, изолированного от городского движения. Беседуя с руководителями ряда крупных городов Канады и Европы, я понял, что доходность трамвая их мало волнует. Они подчёркивали его транспортную и социальную значимость для людей. Трамвай может быть окупаемым, доходным или убыточным. Главное, чтобы он успешно и комфортно обеспечивал массовые поездки граждан. Есть в городах убыточные учреждения, например, музеи. Туда жители ходят изредка. Но ведь здравомыслящему человеку не приходит в голову их ликвидировать! А трамваем пользуются ежедневно и массово. В Европе покрывают возможные убытки из других источников. Есть зарубежные города, где плата за проезд символическая. В некоторых городах или их промзонах можно проехать бесплатно.

В некоторых городах из-за мнимой нерентабельности и роста потока автомашин на магистральных улицах ликвидировали трамвай. Позже спохватились, что сделали непоправимую ошибку…

Дзержинский трамвай десятилетия честно и надёжно служил городу, получая крохи на эксплуатацию и модернизацию. Может быть, вместо волюнтаристского желания ликвидировать трамвай, лучше найти средства на его обновление? Они потом окупятся.

Трамвай в Дзержинске - одна из важнейших стратегических составляющих города. Убрать его - сразу парализовать жизнь города. Нужно провести всесторонний анализ и его результаты обсудить всенародно, а потом уже принимать взвешенное решение. Иначе роковая ошибка неизбежна!»