«Жизнь - это ответственность за поступки»

   
   

Председатель комитета Законодательного собрания по экономике и промышленности не понаслышке знает, что такое кризис и как из него найти выход.

Время доказало правоту

- НИКОЛАЙ Андреевич, президент  Дмитрий Медведев сформулировал проблему «правового нигилизма». Люди зачастую не знают своих прав, чиновники, напротив, иногда слишком вольно их трактуют. Как переломить ситуацию?

- Думаю, что это дело времени. А причина в глубине изменений, которые произошли в нашем обществе за последние два десятилетия. Свобода - это не вседозволенность, не какая-то «вольница», истинная свобода начинается с ограничений и самоограничений. Иногда приходится слышать такую оценку: «закон хороший, но не работает», но документ, который не исполняется, не может считаться законом.

Более того, законом должно быть удобно пользоваться, необходимо, чтобы он был чётким и понятным, не допускающим двояких толкований. В 2008 году мы начали очень масштабную работу по мониторингу действующего законодательства, оценке его эффективности. Вносятся изменения, дополнения - я считаю, это нормально. Нужно признавать свои ошибки, исправлять их и оперативно реагировать на изменение ситуации. Законы не должны отставать от жизни.

- В чем, на ваш взгляд, основная задача представительных органов власти: совершенствование законодательства или защита законных прав и интересов избирателей?

   
   

- Это взаимодополняющие направления работы, и я бы не стал их противопоставлять друг  другу. По мелочам размениваться нельзя, но если за частным обращением стоит системная проблема, её надо решать в целом. Это принципиальная позиция. Не надо пытаться кого-то учить, например предпринимателей - бизнесу. Главная задача власти - и исполнительной, и законодательной - создавать условия развития. Показательный пример: очень сильный закон об инвестиционной и инновационной деятельности в Нижегородской области. Он относится к числу тех, которые сразу начали работать и дали мощную отдачу. Областной бюджет увеличился в несколько раз. Выросли доходы и, соответственно, появилась возможность больше денег направить на развитие инфраструктуры, социальной сферы региона. Всегда нужно смотреть, что получаем на выходе.

- В марте региональному парламенту исполнилось 15 лет. Вы четырежды избирались депутатом Законодательного собрания. Какой период был наиболее сложным и насыщенным?

- Действительно, мне довелось быть депутатом всех четырёх созывов, и для себя я воспринимаю это как очень серьёзную школу жизни. По сути, законодательная ветвь власти создаёт правила, по которым живут экономика, социальная сфера, общество в целом. Это большая ответственность, которую необходимо осознавать.

Лёгких, простых периодов за эти 15 лет не было, но особо я бы выделил период 90-х годов. Была очень трудная ситуация, по всей стране вставали предприятия, была огромная задолженность по платежам и отчислениям в бюджеты всех уровней. Тогда мы приняли очень важное решение о том, что в первую очередь должна выплачиваться заработная плата. Время доказало нашу правоту, потому что удалось сохранить главное - трудовые коллективы предприятий.

 

Кровеносные сосуды экономики

- В СТРАНЕ в целом, и в Нижегородской области в частности, сейчас непростая экономическая ситуация. Как минимизировать последствия кризиса, и какие меры являются, на ваш взгляд, безотлагательными?

- Я считаю, что самое главное - наладить положение дел в кредитно-финансовой системе. Это основа, «кровеносные сосуды» всей экономики. Во-первых, нужно открыть доступ реального сектора экономики к деньгам. Во-вторых, необходимо повышать потребительский спрос, причём спрос платёжеспособный. Работать на склад производителю нет никакого резона. На мой взгляд, это основополагающие меры.

Любой кризис - это мощнейшая встряска, пересмотр приоритетов, оптимизация, отказ от ненужного и наносного. Главный вывод, который должна сделать из кризиса российская экономика, состоит в том, чтобы повысить свою конкурентоспособность. Абсолютному большинству предприятий и отраслей нужны модернизация, снижение издержек, повышение производительности труда и качества выпускаемой продукции.

- Вся ваша жизнь связана с Горьковским автозаводом. В нынешней ситуации удастся ли сохранить объёмы производства и рабочие места?

- Это тяжёлая тема для меня. 50 лет я связан с ГАЗом и хочу сказать, что всё зависит от потребительского спроса, проще говоря, способности и возможности покупать наши автомобили. У завода очень большие мощности - на 250 тысяч автомобилей: легковых, грузовых, коммерческих. Эти рубежи мы уже проходили, но производство не может превышать сбыт, иначе это дорога в никуда.

Сейчас потребительский спрос сформировался на уровне 70 - 80 тысяч автомобилей. При таком количественном составе работников это убыточное производство. Будет здорово, если мы с достоинством сможем прожить этот период, но ситуация действительно непростая. Главная задача сегодняшнего дня - конкурентоспособная цена и высокое качество.

- В целом есть ли будущее у отечественного автопрома? Не придётся ли нам отказаться от собственных разработок и заниматься только сборочным производством?

- Будущее у российской автомобильной промышленности есть. Залог этого - талантливые люди: инженеры, конструкторы, механики. Важно также понимать, что автопром - это не только производство легковых, гражданских автомобилей. Это отрасль, формирующая и национальную безопасность, выпускающая спецтехнику для армии, милиции, системы здравоохранения. На мой взгляд, в нынешних условиях необходимо в большем объёме использовать систему государственного заказа. Это будет реальная и очень действенная помощь. Автопроизводители, в свою очередь, обязаны повышать качество и, возможно даже, снижать цены на свою продукцию.

 

Спасти человека

- НА протяжении многих лет вы возглавляете областную комиссию по помилованию осуждённых. Насколько сложно принимать решения, от которых зависят судьбы людей?

- В этой комиссии я работаю со дня её основания, и, на мой взгляд, это очень верный шаг - создать региональные комиссии по вопросам помилования осуждённых. Это как раз тот самый случай, когда государственным структурам сложно принять какое-то решение, а общественная организация на это способна. Мы в этом не раз убеждались в своей работе. Очень внимательно мы рассматриваем дела молодых людей - у них вся жизнь впереди. И какой она станет, зависит в том числе и от нас. Конечно, это большая ответственность, но решения о помиловании принимаются только тогда, когда это оправданно. Жизнь - это прежде всего ответственность за свои дела и поступки.

- Каков, на ваш взгляд, главный итог работы комиссии?

- Он состоит в том, что никто из помилованных не совершил повторного преступления. За семь лет комиссией было рассмотрено более 1000 ходатайств осуждённых, 39 человек по нашим представлениям были помилованы Указами Президента России. Вы знаете, ради этого стоило работать. 39 человек, 39 судеб, 39 семей… Если бы был помилован один человек, ради этого тоже стоило бы работать. 

Смотрите также: