Бакалавр или магистр?

   
   

ВРЕМЕНИ для выполнения осталось не так много – наше государство обещало это сделать до 2010 года. Именно поэтому, в частности,  уже с 2009 года во всех вузах официально вводится двухуровневая система высшего образования.

Прозрачный ЕС

- БОЛОНСКИЙ процесс родился после того, как образовался Европейский союз, - рассказывает заместитель министра образования Нижегородской области Николай Бабанов. - Формирование единого экономического пространства, единой «безграничной» шенгенской зоны потребовало создания единого рынка труда, чтобы кадры могли перемещаться по всему сообществу без лишних бюрократических процедур.

По мнению создателей Болонской декларации, необходимо организовать единое образовательное пространство, которое позволит национальным системам взять всё лучшее от соседей. В свою очередь эти системы должны стать прозрачными, однотипными. А для этого государства обязуются ввести на своей территории единые образовательные циклы (бакалавриат - магистратура), единые системы образовательных кредитов, одинаковые формы фиксирования получаемых квалификаций; взаимно признавать квалификации выпускников и т.д.

- Прежде всего это унификация процедур, - продолжает замминистра. - Болонский процесс открытый – именно поэтому Россия, которая не входит в ЕС, к нему присоединилась. Но это не значит, что мы слепо копируем европейские схемы. Идут серьёзные дискуссии и о том, какой опыт можно перенять у России.

На что хватит знаний

   
   

НАВЕРНОЕ, главная для нынешних абитуриентов и студентов тема – это переход вузов на двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат и магистратура).

По словам Николая Бабанова, бакалавриат – это широкое направление, дающее законченное высшее профессиональное образование в определённой сфере.

В магистратуре более углублённо изучают какое-либо направление профессиональной деятельности, не обязательно напрямую связанное с квалификацией, полученной в бакалавриате.

- Государственные образовательные стандарты нового поколения предполагают многообразие магистерских программ, в рамках которых предусмотрено много предметов по выбору, спецкурсов, самостоятельного изучения, - отмечает замминистра. – Заканчивается обучение защитой диссертации. Таким образом, магистратура - для тех, кто хочет совершенствовать себя в каком-либо узком научном направлении. Это подготовка специалистов высшей квалификации, склонных к аналитической деятельности. 

В России традиционная форма обучения в вузе сохраняется на ряде специальностей (например, медицинских и некоторых технических), для которых недостаточно четырхлетней учёбы. А для многих должностей вполне хватит бакалавриата.

Кстати, по его окончании можно не сразу поступать в магистратуру, а получить профессиональный опыт и через какое-то время принять решение о дальнейшем обучении.

- Новая система более гибкая, она позволяет человеку грамотнее выстраивать свою «образовательную траекторию», исходя из потребности в знаниях, - считает Николай Бабанов.

Дипломам верят, но не всегда

А ВОТ каких-либо преимуществ, дающих впоследствии право на ту или иную должность, новая двухуровневая система не предполагает: будет работодатель обращать внимание на ваш диплом или нет - это на его личное усмотрение.

- Работодатель сам должен правильно оценить квалификацию потенциального сотрудника, который благодаря магистратуре обладает большим багажом знаний, чем бакалавр, - говорит Николай Бабанов.

Остаётся пока открытым и вопрос, будут ли в Европе приниматься российские дипломы.

Пока документ о высшем образовании, выданный в одной стране, далеко не всегда признаётся в другой.

КСТАТИ
ПРОГРАММОЙ антикризисных мер правительства РФ на 2009 год предусмотрено значительное увеличение числа бюджетных мест в магистратуре. В связи этим Рособрнадзор начал активно лицензировать магистерские программы в ускоренном порядке.

Коллаж Алёны БОКАРЕВОЙ

Смотрите также: