ЗА несколько веков существенных изменений в науке обвеса не произошло, и, несмотря на определённые усовершенствования, пра-пра-прадедовские принципы остались.
Обвес:
– "На бросок". Товар с силой бросают на весы, которые от удара показывают большую массу, сразу снимают, не дожидаясь, когда установится стрелка или "успокоятся" цифры на электронных весах, и упаковывают.
– "С походом". Продавец кладёт на весы больше товара, чем просил покупатель, и, придерживая чашу весов пальцем, отрезает избыточную часть.
– "С подначкой". Взвешивая товар, продавец работает четырьмя пальцами, пятым ловко нажимает на чашку весов, отклоняя стрелку в нужную сторону.
– "На бумажку". Практикуется при взвешивании небольших порций лёгкого и дорогостоящего товара, например чая или кофе. Их заворачивают в двойную упаковку или толстую обёрточную бумагу, которые утяжеляют товар на 50 - 60 г. Иногда под обёрточную бумагу могут положить что-то плоское и тяжёлое.
– "На пушку". Применяется по отношению к общительным клиентам. Обвешивая покупателя, продавец отвлекает разговором его внимание от шкалы весов.
– "На время". Обслуживание производится настолько быстро, что покупатель не замечает количества положенного и завёрнутого товара.
– "На разинь". Покупатель видит лишь часть шкалы весов. Успешно применяется в ларьках, когда весы стоят впритык к окошечку. Часть шкалы может быть закрыта, например висящими на весах бананами.
– "На путешествие". Ловушка для доверчивых - продавец отправляет покупателя в кассу и взвешивает товар в его отсутствие.
– "Семь радостей". Считается "высшим пилотажем" - продавец применяет несколько хитростей сразу: подмену сорта, вес бумаги и неверные гири.
Обманы:
– "Пиротехника" или "радуга". Подмена одного сорта товара другим (распространён среди мясников).
– "Дать ассортимент". Отпустить товар высшего сорта, довесив низшим. Например, при нарезке колбас среднего ценового диапазона в нижний слой укладывается нарезка похожей, но более дешёвой колбасы до 50 - 70 граммов на упаковку.
– "Плати за лёд". Для увеличения массы мясо, рыбу, полуфабрикаты, пельмени замораживают до обледенения. При этом на 1 кг продукта получается 20 - 30 г "наледи" и… несколько рублей в кармане продавца.
– "Усушка". Многие продукты, в том числе фрукты и овощи, имеют естественное свойство усыхать и терять вес. Их сразу фасуют в сеточки или полиэтиленовые пакеты и наклеивают ярлык с весом. Пролежав несколько дней, расфасованный товар будет весить меньше, однако его цена не изменится.
Чтобы вас не «надули», надо:
– внимательно следить за действиями продавцов - они очень чутко реагируют на поведение покупателя. Если при покупке вы заняты своими мыслями и не обращаете внимания на весы, вас наверняка обвесят, причём просто так, из "спортивного интереса";
– если вас обвесили, обратиться с жалобой в территориальное отделение Роспотребнадзора по месту нарушения или сделать соответствующую запись в книге жалоб. Как пояснили в отделе по защите прав потребителя Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области, жалобная книга - весьма действенный инструмент, именно её в первую очередь смотрят все проверяющие. При желании покупатель может даже оставить свой контактный телефон или попросить сообщить о принятых мерах в письменном виде;
– если вы почувствовали, что взятый с полки супермаркета товар явно не дотягивает до заявленной массы, взвесить его на контрольных весах. Можно предложить досыпать в пакет недостающие граммы или заплатить за реальный вес. Но практически в 100% случаев продавцы скажут, что фасовкой товара не занимались и никакой ответственности не несут. Единственный выход - приобрести этот товар в другом месте.
В ТО ЖЕ
ВРЕМЯ
НЕДОБРОСОВЕСТНЫЕ производители тоже не гнушаются
прибегать к обману. Нефасованные сахар, крупы, муку, соль на 1 - 2 дня помещают
в увлажнённый склад, где они набирают вес - до 2 - 3 кг
на мешок. А при фасовке ещё и смешивают продукты разного сорта и,
соответственно, разной цены. Обман такого рода выявить самостоятельно
практически невозможно.
Смотрите также:
- Из чего «шуба» сельди? Эксперты проверили популярные новогодние продукты (30.12.2015) →
- Кто заставляет нас покупать лишнее? →
- Купить и не «купиться» →