21 ноября на сцене ТЮЗа состоялась премьера уникального музыкального спектакля. По словам режиссера, заслуженного деятеля искусства РФ Вячеслава Кокорина, премьера спектакля должна была состояться раньше, её перенесли из-за ремонта театра.
Танцевать и петь сложно. А каково еще и играть?…
Одна из особенностей «Бременских музыкантов» в том, что в постановке не используются фонограммы. Все песни и музыка исполняются вживую.
- Благодаря музыкальному руководителю Ольге Шайдуллиной в спектакле появилась живая музыка, - говорит режиссер, - И это замечательная идея, а то сейчас дети не слышат такой музыки. Это молодые люди могут ходить на какие-нибудь рок-концерты, а у большинства детей подобной возможности - услышать живую музыку - нет. Ольга сделала огромную работу. Затея этого спектакля рассматривалась как определенная учеба, чтобы актеры запели. Потому что часто бывает, что кто-то умеет петь, а кого-то пишем под фонограмму, приглашаем для этого солистов. В «Бременских музыкантах» мы отобрали артистов, которые могут петь. И когда стали их учить, некоторые сделали огромные шаги. Например, Трубадур, Евгений Козлов, просто открылся как певец прямо у нас на глазах.
- Опыт пения у нас уже был, - продолжает актер Вячеслав Ямбор, сыгравший шута (этот персонаж все время находится на сцене), - другой вопрос, что здесь иной масштаб. К тому же с живым звуком. Под фонограмму я, конечно, не пел, но у меня есть ощущение, что это проще. Было трудновато, когда мы более или менее петь научились, и вдруг столкнулись с тем, что надо ещё и танцевать! В спектакле мало игровых сцен – все завязано на музыке. А танцевать и петь – это уже не просто петь, это сложнее. Ещё немного трудно, когда свой голос слышишь через колонку, особенно когда смеёшься. Иногда из-за этого непонятно, кто говорит.
А потом «расколбас»-импровизация!
Кроме артистов на сцене присутствовала ещё музыкальная группа «CosmoCats».
- Надо сказать, - делится Вячеслав Кокорин, - у нас замечательное музыкальное сопровождение в лице этой группы. Они пока ещё не живут за счет музыки и зарабатывают деньги совсем не на «музыкальной» работе. Даже на спектакли им приходится отпрашиваться.
- Сейчас петь под фонограмму не актуально, - рассказывает Ольга Шайдуллина. - Да с живой музыкой и проще, это менее рискованно. Живое исполнение, живые голоса - это намного лучше. «CosmoCats» - наша нижегородская команда, все её участники закончили консерваторию».
По словам Ольги, в этом спектакле сильно досталось бригаде звукорежиссеров. В «Бременских музыкантах» их задействовано трое, плюс техник, потому что на то количество микрофонов, музыкальных эффектов и прочего «одного человека с двумя руками точно бы не хватило».
В этой постановке есть место и импровизации.
- Когда по сюжету приезжают иностранцы и начинают облапошивать короля – это практически импровизация, - говорит Вячеслав Ямбор, - потому что Евгений Козлов каждый раз играет этот момент по-разному (речь идет о моменте, когда Трубадур приезжает во дворец в образе иностранца и говорит, якобы, на другом языке), и на репетиции была куча вариантов. И каждый раз я совершенно искренне хохочу. Есть и другие импровизационные зоны, например танцы – сначала идет отрепетированный танец, а потом «расколбас», который ставить бессмысленно.
«Тихо, сын! Дай папе посмотреть.»
Спектакль не имеет возрастных ограничений. На наш взгляд, человек любого поколения получит удовольствие от его просмотра. Некоторые шутки в этой «музыкальной фантазии» интересны только детям, а некоторые – понятны только более старшему поколению.
- Это спектакль, от которого получают удовольствие, а не идею, – говорит режиссер. - Зрители просто смотрят на то, как герои дружат, как им хорошо, весело… А такой идеи – не слушайтесь папу, потому что он глупый, сбегайте из дома и идите в степи, в леса – конечно не было. Хотелось рассказать историю про то, что нужно оставаться свободным, любить то, что ты делаешь. Ведь принцесса влюбилась в талантливых людей, которые променяли благополучную жизнь на творчество. Практически, это про наш «CosmoCats» (смеётся).
- Реакция зрителей разная, – продолжает «Шут». - И дети, и взрослые находят в спектакле что-то свое. Ведь спектакль – это многоплановое явление. Я видел, как ребенок папе что-то хотел сказать, а тот отмахивается: «Тихо, дай посмотреть».
Ирина КОЗЛОВА, студентка ННГУ
Смотрите также:
- Пока слушатели дышали полной грудью, композиторы разбирали стену →
- Левон Оганезов: «Наше искусство слишком капитализировано» →
- Музыка на слова. Артём Варгафтик о классике и попсе →