В СВОЙ очередной приезд в Нижний худрук театра "Школа современной пьесы" рассказал о…
…олигархах-театралах
- ТЕМ и отличается российский театр (и московский, и нижегородский) от зарубежного, что мы не можем прожить только на деньги государства. И это нормально. Раньше нашему театру помогало существовать РАО ЕЭС. Сейчас это прекратилось. Зато теперь у нас появился попечительский совет театра, в состав которого входят 11 олигархов под председательством всё того же Анатолия Чубайса. Это традиции русской культуры, когда бизнес помогал театру.
Сейчас театр реставрируется, строится третья сцена на 320 мест (будет новое здание). Возводим на средства правительства Москвы. В этом плане Юрий Лужков просто гений. За его "мэрство" построили на городские деньги более 20 театральных зданий! Такого не было давно.
Я считаю, пусть театров будет столько, сколько хочется. В Москве, к примеру, на сегодняшний день около 300 трупп, если не больше. Но вот что касается госпомощи, мне кажется, нужно поддерживать сильных, а не слабых. Помогать тем, кто зарекомендовал себя, кто может показать результат, а не по знакомству или по просьбе художественного руководителя.
…последнем пристанище для сокращённых
- ЕСЛИ честно, пока нас финансовый кризис не коснулся. Но ещё не вечер… Мы почувствовали его на себе очень странным образом. Сами понимаете, что в театре, как на любом производстве, нужны высококлассные профессионалы. У нас в "Школе" работает всего 150 человек. Претендентов мы ищем через объявления на нашем сайте. И вот буквально в последние недели посыпались резюме практически на все должности. Мы такого спроса не ожидали! Приходят образованные люди, которых сократили на работе. И теперь они не могут нигде трудоустроиться. Театр как последнее пристанище.
Пока бюджетную составляющую нашей театральной казны не трогают. Финансирование не урезают. Правда, не могу сказать, что будет дальше.
У меня есть ощущение, что посещаемость театров в условиях кризиса вырастет. Россия такая странная и непредсказуемая страна, что, как только становится тревожно и тяжело, всё внимание вдруг фокусируется на… искусстве. На гастролях полные залы. В Москве у нас с конца сентября произошёл не то что наплыв, а просто бум зрителей. Нам пришлось увеличить цены на билеты, и всё равно они раскупаются! На некоторые спектакли уже в начале декабря были проданы билеты на весь январь.
…забытых регалиях в афише
- ОРГАНИЗАЦИЯ гастролей иногда огорчает. Так получилось и с нашим приездом в Нижний Новгород. "Школа" в этот раз приехала в составе пяти народных артистов, шести заслуженных, нескольких простых артистов и даже студентов. Большая труппа, декорации, костюмы, службы, цеха. В городе практически не было рекламы. Висели афиши, напечатанные антрепризным способом. Я считаю, что антреприза в принципе портит всю театральную жизнь нашей России. Выдернули два лица, пусть мной любимых - Ирины Алфёровой и Альберта Филозова. И почему мои регалии не написали? (Смеётся.) Видимо, не убрались.
А если серьёзно, мне как художественному руководителю обидно, что забыли других. Неловко и неправильно так делать. Я очень люблю ваш город, специально приехал в Нижний пораньше, чтобы принять участие в юбилее театрального училища. Но… из десяти моих знакомых нижегородцев семеро не знали, что мы вообще сюда собираемся.
И ещё хочется пожелать организаторам советоваться с самим театром при выборе репертуара для гастролей. Я, конечно, люблю все свои спектакли. Но мне кажется, что в Нижний Новгород нужно привозить не спектакли 10 - 12-летней давности, а премьеры. В этот раз меня даже не спросили - только в известность поставили.
В нашем театре три "Чайки" - Чехова, Акунина и оперетта Александра Журбина и Вадима Жука. Получается такой триптих. Чеховское произведение - это единственная классика, которую мы поставили в "Школе" за 20 лет. Всё остальное - современные пьесы. Это принцип театра. Но почему-то для нижегородского зрителя организаторы выбрали лишь две постановки. А ведь весь смысл в триптихе. Так и задумано изначально. К примеру, на ближайших гастролях в Киеве мы будем играть полноценное произведение.
Я понимаю, что на меня могут обидеться и вообще не приглашать в Нижний. Мне очень нравится выступать в вашем городе. Но всё-таки это обязательная программа - советоваться с главным режиссёром при организации гастролей.
МНЕНИЕ В ТЕМУ
Санитар кинематографа
Актёр, режиссёр Никита Михалков:
- К СОЖАЛЕНИЮ, в нынешней ситуации закрывается много проектов. Но я тешу себя надеждой, что вместе с трудностями исчезнет и всё наносное, чего вообще не следует людям показывать. В последнее время появилось много картин, снятых только потому, что были средства. Но ведь не количество денег определяет качество фильма. Можно потратить миллион и не создать кино, а бывает наоборот.
Кризис ударит по кинематографу, но вместе с тем он выполнит и санитарную функцию. Хочется, чтобы побольше людей, у которых есть деньги, отстали от кино и занялись бы другим делом.
Кризис переживут наименее болезненно только те, кто не будет останавливаться. У владельцев трёх миллиардов станет два - это, конечно, обидно, но не смертельно. Не надо садиться на стул и ждать смерти. Всё равно надо в школы ходить, суп варить, улицы убирать. По моему ощущению, особой истерики пока нет. Не надо кризис демонизировать. Говорят же: "Делай, что должен. И будь что будет". Нужно двигаться - пусть и не так быстро, экономно.
А ЕЩЁ БЫЛ СЛУЧАЙ…
ИОСИФ Райхельгауз выбрал банк для своих сбережений оригинальным образом:
- Могу признаться, у меня личных денег немного. Да, я не олигарх (смеётся). Я свои сбережения отнёс в банк, который находится через дорогу от моего театра: однажды вышел с работы, смотрю, на противоположной стороне название светится. Зашёл, там оказался какой-то итальянский банк, не помню, как называется. Но я перестраховался - перед тем как отдать свои сбережения, спросил работников:
- А вы когда закроетесь?
- Никогда!
Вот я и доверился… первому попавшемуся банку (только найдя в кармане пиджака пластиковуюкарточку, Иосиф Леонидович вспомнил, как же он называется. - Авт.).
Смотрите также:
- Олег Табаков: Я оздоровил МХАТ на деньги Ходорковского →
- Михаил Казиник о Горьком, Нижнем и сквернословии →
- Олег Табаков: «Я - кризисный управляющий» →