Правда, обратная сторона такой осведомлённости - неумение отличать опасные сайты от безвредных, посещение неблагонадёжных форумов, вскрывание сомнительных электронных писем. Никакая система не выдержит, если её постоянно атакуют вирусы. Поэтому для юных юзеров и придумали открытые уроки “Основы безопасности работы в Интернете”, которые прошли в 10 школах Нижнего и 30 школах области. Программа была подготовлена одним из нижегородских интернет-провайдеров, городским порталом и региональным министерством образования.
Информатика - со второго класса
По словам заместителя министра образования Нижегородской области Елены Родионовой, все школы региона на сегодняшний день снабжены компьютерами и подключены к Интернету - этому здорово помог нацпроект “Образование”. Без помощи спонсоров и родителей, конечно, тоже не обошлось.
Как поясняет начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования области Виктор Шмелёв, в нашем регионе в среднем приходится один компьютер на 22 ученика: к примеру, в Нижнем одна машина на 42 школьника, а в Большемурашкинском районе - на 9 детей.
- Это очень хороший показатель, - говорит Виктор Николаевич, - ведь в области около 300 тысяч школьников. Кстати, все компьютеры защищены фильтрами, которые позволяют использовать только учебные файлы.
В рамках нацпроектка “Образование” ежегодно 60 школ области, получающие гранты в
1 млн рублей, часть средств тратят на технику и программы, оборудуют компьютерные центры.
По федеральным государственным стандартам предмет “Информатика” должен быть введён с 8-го, 9-го классов
(2 часа в неделю). Но на региональном уровне эти уроки могут проходить и в 5-х классах (час в неделю). Открываются профильные классы с углублённым изучением компьютерных технологий (4 часа в неделю), вводятся дополнительные спецкурсы, работают медиабиблиотеки, где дети могут самостоятельно заниматься с электронной литературой и учебными программами.
- С этого года, - отметил Виктор Шмелёв, - информатика изучается в рамках предмета “Технология” со второго - четвёртого классов. Это безмашинный вариант, дающий общие знания о компьютерах.
Заменим @ на «sobaka»
Безопасность школьника в Интернете, по мнению Елены Родионовой, волнует сейчас всех взрослых - от педагогов до родителей. Поэтому школы с удовольствием откликнулись на идею открытых уроков. Организаторы выбрали в качестве педагогов студентов НГПУ. Для них это стало неплохой практикой, да и с ребятами найти общий язык проще, чем взрослым.
Занятия носили обзорный характер, цель - донести до школьника основополагающую информацию:
n как подключиться к Интернету,
n где и как искать информацию,
n как пользоваться различными серверами (начиная от поисковиков и заканчивая форумами, чатами, мессенджерами и блогами),
n какую информацию можно о себе оставлять на сайтах,
n как не подцепить вирусы и защититься от компьютерной заразы,
n как общаться с помощью интернет-телефона и многое другое.
Кстати, даже я, человек не совсем далёкий от компьютерных технологий, смогла почерпнуть из этих уроков полезную информацию. К примеру, если вы подписываетесь на рассылку новостей или оставляете свой адрес на сайтах знакомств, стоит значок @ заменять на слово “sobaka”. Нужные люди вас поймут, а программы-спамеры и рассыльщики вирусов, не распознав адрес, автоматически вычеркнут вас из списка “клиентов”.
Пора ограничить свободу
Открытые уроки прошли на ура. Дети активно реагировали, задавали вопросы лектору, который больше похож на шоумена, чем на привычного учителя. Вот и получилась непосредственная и живая дискуссия. Не обошлось и без контрольной работы, тоже в игровой форме. В конце урока для ребят устроили викторину по пройденным темам с призами. Вот тогда и выяснилось, кто слушал, а кто sms-ился или листал журнал.
Но подростки бывают разные. Одно дело - нижегородский лицей, другое дело - Лесогорская средняя школа (Шахунский район), где, по словам Елены Родионовой, из 15 учеников лишь трое имеют дома компьютеры, а доступ к Интернету - только в учебном заведении. Да и скорость загрузки не только в отдалённых уголках области, но и в районных центрах оставляет желать лучшего. У нижегородских детей гораздо больше возможностей, чем у жителей посёлков. Поэтому, к примеру, в физико-математическом лицее № 36 (Автозаводский район) ребята задавали лектору такие каверзные вопросы, что учитель терялся: “Ничего себе, продвинутые дети!”
- Многое, что нам здесь рассказали, мы уже знаем, - говорит ученик 8-го класса Юра Маркин, - в нашем лицее информатика со второго класса. Некоторые ребята могут сами писать программы. Мне бы хотелось узнать предмет более углублённо. К примеру, у меня дома стоит операционка Lenux - правда ли, что она хорошо защищает от вирусов? Я думаю, о конкретной защите надо было побольше рассказать.
Зато открытые уроки хорошо восприняли ученики Ковернино и Тонкино, Кстова и Володарска, Шахуньи и Сосновского. Для ребят это были не просто занятия, а повод пообщаться с интересными людьми, решить те проблемы, с которыми они сталкиваются при входе в Интернет.
На всех, конечно, не угодишь. Но сам факт, что такой проект прошёл, говорит о том, что в школах Нижегородской области нет проблем с техникой. Теперь нужно решить, как ограничить свободу подростков в Глобальной сети, которая, что греха таить, источник не только знаний, но и нездоровых соблазнов.
Смотрите также:
- Дома дарят, но школы закрывают. Как живется педагогам на селе →
- Школа должна стоить дорого? Игорь Богданов о работе учителей →
- Цена медали Белозёровской школы →