За почтой на спине у мужа

   
   

Ежегодно во время весеннего половодья посёлок Атазик Уренского района превращается в остров. Даже название у этого крошечного населённого пункта подчёркивает его особую весеннюю судьбу. По-тюркски “ата” значит остров, а “аз” - малый. К ледоходу атазинцы обычно готовятся заранее. Пенсионерам досрочно выдают пенсию, в магазин завозят большой запас продуктов... Но в этом году погода спутала все карты. Разлив реки Усты получился ранний, но небольшой. И дорога на Атазик, которая обычно на протяжении полутора километров вся уходит под воду, оказалась под ней частями. То вода, то асфальт. Поэтому перевозчику Павлу Морозову приходится сначала вести гостей пешком в болотных сапогах и лишь недалеко от посёлка сажать в лодку.

- Разлив нынче на диво ранний, - говорит перевозчик. - Обычно моя свояченица, продавец Валентина Морозова, месячный запас продуктов в магазин завозила, а сейчас не успела. Повезли их только 28 марта, а река буквально накануне за ночь разлилась. Пришлось ящики на лодку с машины перегружать, потом их в магазин чуть ли не всем посёлком носили. Хлеб разобрали в первую очередь, ведь теперь до конца разлива привоза не будет.

- Так вам на целый месяц хлеб завозят?

- Ну, нет. Этак к концу придётся сухари жевать. Завозят на первое время. А дальше сами печём. Ещё в этот раз нарасхват шли яйца, творог, молоко - их запасали на Пасху. А то ведь коров у нас почти нет: всего 4 бурёнки на 114 душ.

Теперь в посёлке связь с внешним миром обеспечивают телефон и почта. Почтальон Светлана Груздева три раза в неделю отправляется в Арью за корреспонденцией. Туда - с рабочими, обратно - семь километров пешком, немного на спине у мужа, затем на лодке.

К жизни на острове атазинцы привыкли. Однако ни один разлив без происшествий не обходится: и тонули, и дома дотла сгорали, потому что пожарные проехать не могли. Сейчас Арьёвская поселковая администрация выделила атазинцам пожарную помпу, последний пожар им удалось потушить самостоятельно.

   
   

Но, в общем-то, для жителей Атазика паводок не новость и не бедствие. Привыкли за годы. И страдают они по большей части не от разливов, а от отсутствия в обычное время автобусного маршрута. Выбраться из посёлка можно только пешком или на своём транспорте. Для большинства жителей это велосипед.

Но всё-таки, несмотря на давнюю и стойкую привычку к паводкам, кое-какие проблемы возникают. Дело в том, что большая вода обычно отрезает кладбище от посёлка. Поэтому, если кто-нибудь в это время, не дай бог, преставится, гроб приходится грузить на специально сколоченный для этих целей плот-катафалк и везти человека в последний путь по воде. А умирают в Атазике, где остались почти одни старики, увы, частенько. Только с 2000 года местное население сократилось со 184 до 114 человек.

 

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ

В целом по Нижегородской области паводок в нынешнем году удивил своими незначительными масштабами. Уже 28 марта руководитель ГУ МЧС РФ по Нижегородской области Игорь Паньшин сообщил, что ситуация не вызывает опасений. В конце марта даже начало наблюдаться снижения уровня воды в реках юга области. На севере паводок тоже оказался ниже среднегодовых значений. В районе же Нижнего Новгорода уровень воды и вовсе достиг отметки только в 68,5 метра, тогда как опасная черта - 72 метра. Однако радоваться спасатели явно не спешат. Вслед за водой пришла другая проблема - огонь. Сегодня в Нижегородской области в силу аномально тёплой погоды возникли предпосылки для возникновения пожаров. Проблема усугубляется ещё и тем, что из 4731 населённого пункта Нижегородской области в зоне 3-километрового радиуса для выезда подразделений пожарной охраны находятся только 1212. Остальные оказались вне данной зоны.

Смотрите также: