Экстрим на грани

   
   

В погоне за свободой

Ксения Цедринская, 17 лет, скейтборд, сноуборд (перелом руки):

- Три с половиной года назад я начала кататься на сноуборде, переделанном из скейта. И пусть у нас в Арзамасе этот вид спорта не очень популярен (из 110 тысяч населения им занимается всего 6 человек), он даёт мне внутреннее чувство свободы. Я признаю, что забочусь больше о трюке, чем о последствиях. Раньше каталась без защиты - просто настраивалась, что всё получится. И... сломала руку. Первый раз в жизни. И как раз во время подготовки к вступительным экзаменам в вуз. Очень боялась, что не смогу сдать апрельские тесты. Ходила в гипсе четыре недели, потом ещё месяц разрабатывала руку. Было неудобно ходить, одеваться, мыться. Теперь я стала прислушиваться к друзьям, которые за меня волнуются. Поэтому собираюсь прикупить себе защиту. Я ведь хочу научиться выполнять сложные трюки...

Учитесь падать!

Денис Строгавщиков, 17 лет, скейтбординг (ссадины и ушибы):

- Я понимаю, что спорт угрожает моей жизни и здоровью. К примеру, я не могу кататься уже несколько недель из-за сильного ушиба. Серьёзных травм у меня не было - я просто научился искусству падать. Защита только сковывает движения. Я готов сделать трюк любой ценой. Когда он получается - это счастье! А если всю дорогу думать о последствиях - лучше вообще на скейт не вставать. Не думаю, что я уж совсем больной на голову (улыбается).

   
   

Спорт - эйфория, от которой можно умереть

Николай Нечаев, велосипед bmx (переломы кисти, пальцев, два сотрясения мозга):

- Мне с детства хотелось острых ощущений. Начинал с обычного велосипеда, потом пересел на bmx, занимаюсь этим уже два года. Мне нравится скорость. По сравнению со скейтбордом это намного сложнее и опаснее. Я катаюсь без защиты - иногда это больно. Да, у меня были травмы, но всегда в день, когда снимали гипс, я садился и ехал. Потому что не могу без подвижного образа жизни! Было два сотрясения - стукался головой, разбивал лицо. Но велосипед никогда не бросал, ведь неудачи только раззадоривают. Это мой выбор! Классно, когда ты приходишь домой, у тебя всё болит, но не оттого, что напился портвейна и упал, а оттого, что пострадал от любимого дела. Когда люди приходят в экстрим, они же понимают, что это опасно.

Защита кисти есть, но для велосипедистов не подходит, так как мешает держаться за руль. Можно носить наколенники, налокотники, которые защитят от ссадин и даже от переломов. Главное - ничего не бояться! Хотя на некоторых трюках и умереть можно.

Спорт - это адреналин, эйфория, выброс отрицательной энергии, достижение цели...

Риск должен быть осознанным

Дмитрий Егоров, 18 лет, сноуборд, горный велосипед, каяк - одноместная лодка для катания по горным рекам (5 сотрясений мозга):

- Я пробовал многое: скалолазание, парашютизм, школу выживания. Профессионально занимался горным велосипедом. Я часто рискую жизнью и чётко отдаю себе в этом отчёт. Однажды на сноуборде на скорости 40 км в час врезался в столб - сотрясение мозга. Только получив приличную порцию шишек, я понял, что без защиты никуда. Один раз упал с горного велосипеда - даже шлем треснул. Если бы не он, я бы сейчас с вами не разговаривал. При сплаве на каяке спасжилеты и шлем обязательны. Средняя скорость движения - 30 км в час, ты переворачиваешься, попадаешь в холодную воду (+ 5 градусов) с головой. Одно неловкое движение - и можно утонуть. Это самое экстремальное моё увлечение.

Сноубордистов и велосипедистов может спасти так называемый “панцирь” (защита спины из пластиковых полос с гибкой основой). Большое значение имеет реакция. Успел - хорошо, не успел - травма. И не надо выпендриваться в трюках - точно упадёте.

Что может заменить спорт? Когда мне будет 30, я точно буду заниматься спортом, но не рискуя. Я бросил бы это, если б ноги отрезали, если бы были семья и дети.

А сейчас для меня спорт - зависимость, как наркомания. Родители меня даже застраховали - поняли, что бесполезно говорить “нет”. Всегда надо помнить, что у тебя есть близкие, родные, ещё вся жизнь впереди... Главное - соизмерять свои силы и реальные возможности. Жизнь разнообразна, и надо увидеть все её грани!

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Директор центра психологической помощи и развития НОУ “Эмпатия” Людмила Синицына:


- В подростковом возрасте организм переходит во взрослое состояние. Изменения на этом этапе касаются не только внешних проявлений, но и внутреннего мироощущения. В связи с этим у подростка возникает потребность в самоутверждении. При гормональной перестройке у ребёнка появляется неуверенность в себе, а отсюда необходимость испытать себя, доказать самому себе: “Я это могу!” Жажда получить внутреннюю свободу находит отражение в увлечении экстримом. И здесь без поддержки родителей не обойтись. Взрослые должны понять, что запретом они не решат проблему, а, наоборот, лишь усилят протест со стороны чада. Поэтому им следует воспринимать своего ребёнка как самостоятельную личность, которая имеет право на выбор. Важно мягко, ненавязчиво предупредить подростка, насколько такие виды спорта опасны для здоровья. Проанализируйте, что толкает его к риску. А ещё нужно помнить, что в этом возрасте детям как никогда требуется внимание и любовь, ведь экстрим очень часто является способом обратить на себя внимание взрослых.

Фото из архива Дмитрия Егорова и Дениса Строгавщикова

Смотрите также: