Зубочисткой по китайцам

   
   

ЭТО вовсе не чуть запоздалая первоапрельская шутка. Действительно, Варнавинский психоневрологический интернат, жители которого официально именуются умственно неполноценными, является общепризнанным лидером на российском рынке зубочисток. Можно со стопроцентной уверенностью сказать, что если нижегородцы берут в кафе зубочистку, то она почти наверняка из Варнавина.

Порочная система

ЗА ПОСЛЕДНИЕ несколько лет, со времени создания в ПНИ производства по штамповке зубочисток, местная продукция серьёзно потеснила на рынке и немцев, и китайцев.

- Сейчас их доля меньше, чем у нас, - утверждает директор Варнавинского ПНИ Алексей Сусанин. - Почему, понятно. Они платят ввозные пошлины, на нас это бремя не лежит. По качеству же разница нулевая: зубочистка и есть зубочистка.

- Но как ваши пациенты умудряются работать на полноценном производстве?

- В системе учреждений, подобных нашему, поощряется привлечение людей к труду. Другое дело, конечно, что у нас народ работает на станках. Это всё-таки не траншеи рыть и не снег лопатой убирать.

   
   

- И как они справляются? Тем более что у ваших работников нет ни профессионального, да и вообще никакого образования...

- У меня, например, на лущильном станке стоит официально признанный олигофреном Витька Пелевин (на нижнем снимке). В принципе, он делает то, что делает рабочий шестого разряда. Справляется. И, между прочим, это неслучайно. За всем здесь стоит громадная проблема. У нас ведь как человека признают умственно неполноценным? Допустим, ребёнок в детдоме в раннем возрасте начинает проявлять некоторые признаки задержки развития. С речью у него проблема, простые навыки, вроде того как за столом себя вести, он с трудом осваивает... Воспитатели направляют его в коррекционную школу для умственно отсталых. Парнишка или девчонка с самого начала оказывается в среде детей с отклонениями. Развитие ребёнка ещё больше тормозится, и отставание усиливается. Выходит, что хотим сделать коррекцию, а получается как всегда. Ведь все прекрасно понимают, что многое зависит от окружения. Каков круг общения, таким будет и человек... Потом из коррекционной школы ребёнок направляется в специализированный детский дом. И всё: судьба его определена. Шансов на нормальную жизнь, на развитие у него уже нет, потому что он изолирован от нормального общества и по достижении совершеннолетия автоматически и навсегда попадает к нам...

 

- Получается, что у нас зачастую из нормальных детей с некоторыми отклонениями, которые при соответствующем воспитании можно исправить, фабрикуют умственно отсталых?

- Вот об этом-то я и говорю. Понимаете, сама система порочна и запрограммирована на ошибки. Врачи собрались, решили - и всё, ребёнок уходит в коридор, откуда нет выхода. Другое дело, что даже невзирая на круг общения, где он не может развиться в полноценного человека, задатки у него всё равно остаются. Вот потому-то у меня ребята могут выполнять трудовые операции шестого разряда. Хотя, безусловно, наладку станка я поручить им не могу. Здесь, сами понимаете, нужны специальные знания.

Трудотерапия приносит плоды

САМО собой, что трудовая реабилитация проводится для обитателей ПНИ как для инвалидов - дозированно. Работают они четыре дня в неделю, по четыре часа в день. Деньги за свой труд получают - до двух тысяч рублей. Парадокс: 28 человек (а именно таков штат фабрики зубочисток) в своё время не могли освоить счёт, чтение и письмо, но деньги считать умеют и цену им знают, равно как и функции дензнаков в обществе.

Есть на производстве и свои ударники. Главным и общепризнанным считается уже упомянутый тёзка знаменитого писателя-постмодерниста Виктор Пелевин. Он занимается изготовлением из первичных чурбаков древесной ленты, из которой уже на втором этапе делают заготовки зубочисток.

- Я и на других станках работать могу, - говорит сам ударник. - Это несложно, я быстро научился, и другие ребята тоже...

Сейчас из “нормальных” на фабрике работает только бригадир, который осуществляет общее руководство и координацию действий своей инвалидной команды (по закону все умственно отсталые считаются инвалидами).

Единственное, что пока не освоили на фабрике Варнавинского психоневрологического интерната, - заточку зубочисток. Пока предприятие кооперируется с одной из нижегородских фирм, которая выполняет эту операцию, а заодно производит и упаковку конечного товара. Но судя по тому, что производство расширяется и совершенствуется, в один прекрасный день они могут наладить полный цикл производства зубочисток.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ

В ДРУГИХ психоневрологических интернатах (а их в Нижегородской области всего 8 с общей численностью около 6 тысяч человек) тоже есть интересные способы трудовой реабилитации, которые доказывают, что те, кого общество навечно зачислило в умственно отсталые, вполне могут быть профпригодны. Например, в Городецком ПНИ, как сообщила начальник управления по социальной поддержке ветеранов и инвалидов департамента социальной защиты, труда и занятости Нижегородской области Ольга Косолапова, в теплицах выращивают лук и цветы, в Бутурлинском на подсобном хозяйстве разводят кроликов и коз, а в Борском интернате своих подопечных учат на швей.

Фото автора

Смотрите также: