83+60 = секрет молодости

   
   

26 февраля в 18.00 состоится праздничный вечер, посвященный юбилею театра – «60 лет вокруг смеха»! На праздник будут приглашены друзья театра, ветераны сцены, столичные театральные деятели. В частности, предполагается приезд писателя-сатирика Аркадия Инина.

Кроме того, в рамках торжественного вечера состоится презентация фильма о театре.

На сегодня  в труппе 40 артистов и в репертуаре более 20 спектаклей. За 7 лет, прошедших с переезда в новое здание, на спектаклях «Комедiи» побывало около 700 тысяч человек.

Как пишут на своем сайте руководители и актеры, «за 60 лет театра «Комедiя» у нас было многое:

- интересная история создания: энтузиазм послевоенных лет, искрометный предшественник – эстрадный коллектив «Снайпер», годы первых постановок.

- столичные гости, которые с удовольствием играли в спектаклях горьковчан: А. Абрикосов и Е. Самойлов, Д. Зеркалова и В. Хенкин, Б. Тенин и Э. Быстрицкая, О. Табаков и др.

- Были нелегкие дни существования в старом здании на Маяковке, где приходилось играть почти под открытым небом, где на сцене шел настоящий дождь и падал настоящий снег… Где клубы дыма на сцене были не от дым-машины, а от пожара…

- были спектакли, которые горьковчане-нижегородцы с удовольствием вспоминают до сих пор: «Василий Тёркин»,  поставленный режиссёром Л. Хановичем, «Девки», «Любовь и голуби», «Нехорошая квартира», «Собачье сердце», поставленные легендой нашего театра, главным режиссером Семеном Лерманом!»

Снайперский прицел

Заканчивалась суровая зима 1942-ого. Город Горький не только налаживал работу на фронт, но и выполнял приказ Главнокомандующего о поддержании боевого духа. В апреле при Горьковской филармонии создан театр эстрады и миниатюр «Снайпер». «Все для фронта, все для победы!». И таланты первых его актеров и руководителей тоже служили фронту.

 А меньше, чем через год после Победы, выходит приказ о создании уже собственно театра Комедии.

   
   

В 1956 году театр переехал в здание старого Крестьянского банка на Маяковской, 27.

- Почему-то не шел зритель сверху в низ, - вспоминает главный режиссер Семен Лерман.

 Мэтр нижегородской театральной среды говорит «сверху в низ» в буквальном смысле: почему-то неохотно добиралась люди с нагорной части на Маяковку.

 А если говорить про метафору, то, как раз, наоборот: к концу 70-ых театр, под руководством главрежа В. Витальева, приобрел дисциплинированность и художественную сбалансированность, подчинился системе эстетических и этических принципов Станиславского. Жанр комедии, считающийся с греческих канонов «низким», здесь под такие критерии никак не подходил. Причем, и публика была немногочисленной, но требовательной, разбирающийся и в тонкостях Мольера, и в социальных конфликтах Островского.

Спектакли Лермана: от военных к валютным

  Семена Лермана из «Драмы» в «Комедию» переманили.

- Я шел под проект. Шикарный проект нового театра. И хотя ждать пришлось 20 лет, я не жалею.

 И хорошо, что не пожалел в далеком 1982-ом году. Народный артист России, заслуженный деятель искусств Семен Лерман сделал театр «Комедии» (тогда еще с написанием через «и») популярнее и ближе для жителей. Все точки над «i» были расставлены, когда создался золотой репертуарный фонд («Милый друг» Мопассана, «Девки» Кочина, «Любовь и голуби» Гурина, «Амурные похождения Бальзаминова» по Островскому, «Много шума из ничего» Шекспира, «Дорога цветов» Катаева и другие спектакли). А спектакль «Собачье сердце» известный режиссер Петр Фоменко, руководитель одноименного театра в Москве, назвал «валютным спектаклем».

- Театр раньше много выезжал. Почти каждый день были выездные спектакли. Считалось доблестью обслуживать село. Когда я пришел, понял, что необходимо делать больше стационарных спектаклей и уменьшить выезды, - говорит Лерман.

Семен Лерман живет театром более 60 лет. В 19 лет, когда во время Великой Отечественной учился в Харьковском артиллерийском противотанковом училище, играл в курсантском театре.

-  Женщин не было. Приходилось и женские роли играть. Представляете, руки какие, орудие же чистил! Надели белые перчатки и сыграл Созерину. Кадык воротничком закрыли, бюст наложили. Война шла, но время была прекрасное.

 В училище же организовал Семен Лерман джазовый оркестр. Нот не знал вовсе. Но сочиненные им песни расходились в частях и поднимали настроение бойцов.

 Между тем он постоянно просил отправить на фронт. Наконец получил добро. Трудно представить, что выдающийся режиссер, оплот нижегородской интеллигентности, культуры и искусства когда-то курил «махру» и месил фронтовую грязь кирзовыми сапогами. Но он дошел с Первым Украинским фронтом до Кракова. А после Победы вернули в училище. Светила неплохая карьера военного.

-  Но я уже понял, в чем мое призвание. Я нацелился в Харьковский театральный институт.

Угостив полковника хорошим ужином в ресторане и присовокупив к этому некоторую сумму советских рублей, окрыленный лейтенант Лерман вступил на актерскую, а затем режиссерскую стезю.   

 20 лет спустя Или политический подход

- Вы же в политике, и сами знаете, судьба человека во власти непредсказуема и редко долговечна. Главное, успеть сделать что-то полезное, чтоб в истории остаться. Сделаете это – и Вас будут помнить.

- Ну, хорошо. Приду к вам на стройку.

Примерно такой разговор состоялся в середине 1999-ого года между главным режиссером Нижегородского театра «Комедiя» Семеном Лерманом и тогдашним мэром Нижнего Новгорода Юрием Лебедевым.

Юрий Исакович, действительно, приехал на стройку в выходной, вызвал своих чиновников, походил, подумал и согласился: «Построим!».

Уже через 7 месяцев из малоприспособленного и незаметного помещения на Маяковке театр «Комедiя» переехал в новое здание - отремонтированное здание старого ТЮЗа. Ждали этого события ни много, ни мало – 20 лет.

Но теперь здание «Комедiи» на Грузинской, 23 - одна из архитектурных достопримечательностей города. Архитектор Карцев получил за него Государственную премию из рук Путина. Лебедев -  человек с размахом. Даже кресла в новый театр привезли из Парижа.

Нижегородцы старомодны

За прошедшие годы, по мнению Семена Эммануиловича, нижегородский зритель по-прежнему остается чище и старомоднее столичного. Он наивнее, говорит Лерман. Это, с его точки зрения и хорошо, и не очень.

Но сам режиссер менялся. Точнее, как говорит, «никогда не переставал учиться». И появившиеся на горизонте новые идеи и новые таланты были ему, если не всегда близки по духу, но всегда интересны.

Учеными доказано, что смех продлевает жизнь и дарит бодрое самочувствие. А если не только смеешься сам, а еще и творишь это жизнерадостное настроение, если с иронией смотришь на жизнь не только по духу, а еще и по профессии – то не удивительно, что в свои 83 Семен Эммануилович элегантен и подтянут, пример для молодых. В душе также верит в своего зрителя. Не сомневается в успехе премьер. Лишь немного досадует на засилье ТВ.

- Телевидение меняет вкус, к сожалению, - говорит он. - Зритель на передаче «Аншлаг» гогочет. А гогочет – это плохо. Зритель должен смеяться. 

Смотрите также: