Память не по заказу

   
   

Гаубицы перед родным домом

Проезжая через Дальнее Константиново, любой человек невольно обращает внимание на старинного образца пушки, установленные возле одного из домов: «Неужели настоящие?».

Настоящие, но не все. Две из трёх пушек бутафорские. А вот одна действительно стреляет. Причём орудия установила здесь вовсе не власть (как, скажем, в Ветлуге, куда один из депутатов Госдумы привез танк), а рядовой житель Дальнего Константинова Вениамин Сомов. Он и хозяин гаубиц, и их создатель. А стоят орудия прямо перед его родным домом.

– Делал я их не абы как, – рассказывает Вениамин Иванович. – В книге нашел изображения наполеоновских орудий. Взял их внешний вид за образец.

– И технологию производства тоже соблюли? Во всяком случае, в отношении «боевого» орудия?

– Ну, нет. Все  пушки отлиты из бетона. Правда, в той, которая стреляет, есть маленький секрет. В её ствол вделана металлическая гильза. Это для того, чтобы ствол при выстреле не разорвало.

   
   

Расчёт оказался верным. Совсем недавно, 9 мая, Вениамин Иванович на радость окрестным мальчишкам произвел традиционный «контрольный» выстрел из пушки. Правда, стреляет Сомов не ядрами, а «холостым» взрывпакетом.

– Около дома не вся моя батарея. В центре города, на площади Победы, есть ещё одна пушка. Она полностью стальная. Ствол у нее из цельной трубы. Остальные же детали я ковал и приваривал на своей кузне.

Ленина забраковали

ВООБЩЕ-ТО, главная творческая специальность Вениамина Сомова – скульптор. И начинал он, конечно, вовсе не с наполеоновских пушек.

- Первой моей работой были русские богатырь и красавица, которые до сих пор стоят в деревне. Чуть позже потянуло к военной тематике, - говорит Сомов.

Теперь в нескольких деревнях и селах появились обелиски и монументы в честь воинов, погибших в Великой Отечественной. А в райцентре – памятник, отлитый в честь комсомольцев и молодёжи, сложившей головы в различных вооружённых конфликтах.

Эти работы принесли славу скульптору-самоучке. И Сомов в своё время даже попытался «встроиться» в индустрию поточного производства памятников и бюстов вождей революции. Однако тщетно.

- Сделал бюст Ленина – забраковали. Образования-де хватает: всего-то четыре класса за плечами. А вождя мирового пролетариата имели право ваять только заслуженные да народные…

Впрочем, сейчас Вениамина Ивановича без всякого особого распоряжения свыше можно смело назвать народным. На это указывает простой факт: люди самочинно переименовали природный заповедник Кокуи, что на берегу Пьяны, в Сомовские горы. Это неудивительно: в заповеднике тут и там стоят скульптурные композиции, посвящённые жертвам сталинских репрессий, воинам-афганцам, шофёрам Великой Отечественной, и даже огромный стальной крест из рельсов, символизирующий собой будущие потери в различных вооружённых конфликтах. А венчает этот ряд памятник Александру Невскому. Огромная, 12-метровая фигура воина, спасшего когда-то Русь от нападения шведов, поставила, как  говорит Вениамин Иванович, точку (или всё же многоточие? – Авт.) в его творческом пути.

Сам Вениамин Сомов, дожив почти до 80 лет, до сих пор точно не знает, что его заставило однажды заняться ваянием.

- Не знаю, может быть, жена Маргарита как-то повлияла, – говорит он. – Я женился рано, мне еще 20 не было, и вскоре начал потихоньку заниматься скульптурой. Наверное, супруга для меня чем-то вроде источника вдохновения стала.  А может, всё прозаичнее, и я просто в то время почувствовал в себе какие-то способности к этому делу и, к счастью, не зарыл их в землю, а стал развивать.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Смотрите также: