От чего плачет Табаков

   
   

На этот раз труппа “Табакерки” привезла в Нижний спектакли “Похождение” по Гоголю и “Рассказ о семи повешенных” по Андрееву. А сам Табаков рассказал нижегородцам о...

...детстве

- МОЁ счастливое детство кончилось 22 июня 1941 года. Помню, мы шли с папой, мамой и сводной сестрой по поляне в родном Саратове, светило солнце. Пробежал человек: “Что вы здесь делаете? Война началась!”. Потом проехал испуганный велосипедист. Пошёл дождь, и мне стало казаться, что за каждым кустом прячется немец... В июле отца забрали на фронт, долгое время мы не знали о его местонахождении. Он прослужил четыре с лишним года.

Нам помогала баба Аня - доставала картошку, мороженый лук, масло, томатную пасту. Этим и питались. Мама работала врачом-рентгенологом на двух работах, но всё равно деньги для семьи из трёх человек были невелики. Мамы не было дома по 12 часов в сутки, однако, когда в Саратов приезжали артисты, мы всегда отпускали её на концерты. И теперь, когда на гастролях окна моей гримёрки выходят не на площадь с огромными “Лексусами”, а на узенькую тропинку, вижу, как спешат на спектакль женщины, так похожие на мою маму. И я понимаю, что не убита ещё русская интеллигенция...

...отношении к деньгам

- А ДЕНЬГИ, ну что деньги?! В МХТ им. Чехова есть спектакли, которые собирают до 1,5 млн рублей за один вечер. А на двух малых сценах (одну из которых я построил на подаренный одним богатым человеком миллион долларов) цены на билеты никогда не превышают 200 рублей. К тому же мы выступаем в ДК МГУ, МАИ, других вузов, и месткомы платят только за работу технических служб.

   
   

В 1992 году я потерял 120 тысяч рублей (это 12 “Волг”). Большие деньги ушли, когда был дефолт в 1998-м. Два года назад меня кинул жулик из “Внешагробанка” - сбежал со средствами Фонда поддержки и развития МХТ. А я работаю дальше и сам себя содержу. И когда могу помочь, всегда помогаю.

...семье

- Сейчас я здоровый, 72-летний, успешный, с четырьмя детьми, младшей дочери скоро 8 месяцев. У меня нет проблем с понижением температуры крови или с работой желёз внутренней секреции. Престарелый Чарли Чаплин, женившись на 17-летней девушке, раз в два года получал ребёнка и создавал гениальные фильмы. А потом она год не рожает, два, три... И он снимает свою первую посредственную картину “Графиня из Гонконга” с Софи Лорен. Вот вам прямая зависимость.

Радует, что до сих пор достаточно быстро восстанавливаюсь, сплю по шесть часов. С утра ещё сыну Пашке наговорю гадостей по поводу его “успехов” в школе. Иногда шахматные фигуры подвигаю. Отдыхаю с сыном. Вот поеду в Пражскую театральную академию преподавать - заберу его из Москвы на 10 дней.

Пашка часто ходит со мной “на работу” - спектакли смотреть. Любит серьёзные постановки - “Амадей”,

“№ 13”, “Последняя жертва”. Много читает, особенно перед сном. И знаете, хорошую литературу: “Сказки дядюшки Римуса”, “Белеет парус одинокий”, увлекается историями сражений, начиная с Римской империи. Так что сынок меня радует и удивляет. Не любит он этих Гарри Поттеров, дешёвых детективов...

...современном кинематографе

- МОГУ сказать, что мы выздоровели, восстановили нормальную рабочую форму. Я посмотрел подряд несколько фильмов: “Мне не больно” с Ренатой Литвиновой, “Связь” Дуни Смирновой, ещё раньше - “Девятую роту”. Очень полезна для души человеческой картина “Остров” Павла Лунгина, здесь явно видны настойчивость и мужество, отсутствие жеманства и кокетства. Но принимайте во внимание, что с годами я стал сентиментальным. Очень интересный художник Александр Сокуров. И хотя не могу сказать, что он герой моего романа, это уже мои проблемы.

...О “Тихом Доне” вообще высказываться нечестно, ведь мы с вами смотрели обрезки картины, созданной замечательным талантом, из которых скроили сериал - лоскутное одеяло. Это нельзя назвать фильмом Сергея Фёдоровича Бондарчука.

...творчестве

- Я САМ для себя высший суд в плане творчества. Потому что прежде всего я несу ответственность за свой театр и не боюсь закрывать спектакли. Последний - “Свадьба Кречинского” Сухово-Кобылина - снял за отсутствие таланта его создателя (смеётся). Но есть два театральных критика, к мнению которых я прислушиваюсь, - Анатолий Смелянский и Инна Натановна Соловьёва.

Иногда раздражает, когда моим спектаклям начинают присваивать ложные проблемы. Тут меня спросили: “Рассказ о семи повешенных” выражает ваше мнение по поводу проблем терроризма и смертной казни?” Но спектакль - это чисто театральный факт. Разве можно сказать, что “Ромео и Джульетта” - это протест против хулиганства на улице или призыв к организации бригад содействия милиции?! Я много раз смотрел “Рассказ о семи повешенных” - и всегда плачу как дурак. И радуюсь, как ученички играют. И это круче того, когда сам хорошо выступаешь.

...В октябре 2008 года будет 30 лет театру под руководством Олега Табакова. Так что нам удалось обмануть Немировича-Данченко, сказавшего, что срок жизни театра и востребованности его зрителем - 20 лет. К юбилею ещё премьеры выпустим.

А главным смысловым событием станет установка групповой скульптуры во дворе “Табакерки” драматургов Виктора Розова, Александра Володина и Александра Вампилова. Эти фигуры смогут “передвигаться”: сегодня они все вместе, завтра поодиночке. Вампилов помоложе остальных, поэтому он часто будет от товарищей отделяться. Я такое решил вытворить (не на государственные деньги) в знак благодарности этим людям, которые дали кусок хлеба двум с половиной поколениям русских артистов.

Фото Николая МИХАЙЛОВА

Смотрите также: