Группа риска - это все мы

   
   

Нередко заболевания развиваются у вполне добропорядочных и обеспеченных людей. Почему такое стало возможным? Можно ли противостоять развитию эпидемии? Газета “Аргументы и факты - Нижний Новгород” и департамент здравоохранения Нижегородской области предложили обсудить эту проблему. На минувшей неделе в пресс-центре “РИА-Новости” состоялся “круглый стол” “Группа риска - средний класс”, посвящённый современным особенностям распространения социально значимых инфекций.

Кому грозит опасность

Кто и почему рискует заразиться? Насколько сохраняется социальный характер заболеваний?

Главный врач ГУ НО “Областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями” Григорий Мошкович:

- Не хочу никого пугать, но уже накоплена та критическая масса, после достижения которой распространение инфекции становится неуправляемым. Сейчас все мы - в группе риска. Затронуты социально адаптированные слои населения. В последние два года идёт феминизация эпидемии. Десять лет назад среди ВИЧ-инфицированных женщин было меньше 1%. Сейчас в Нижегородской области этот показатель составляет 28%. Причём в основном страдают женщины детородного возраста.

Главный врач ГУЗ “Нижегородский областной противотуберкулёзный диспансер” Анатолий Шкарин:

   
   

- Заболеваемость растёт во всех группах населения, в том числе и достаточно обеспеченных. Основная причина - социально-экономическое положение общества в целом. Менее глобальная, но не менее значимая проблема - низкий уровень текущего финансирования противотуберкулёзной службы. Не знаю, как считают экономисты, но на практике получается не финансирование, а только его видимость.

Главный фтизиопедиатр департамента здравоохранения Нижегородской области Нина Синицына:

- В первую очередь настораживает возрастной фактор. Сейчас туберкулёзом болеют даже грудные младенцы. А у детей раннего возраста заболевание протекает особенно тяжело. Важно, что всё чаще туберкулёз встречается у беременных, а также в послеродовом периоде. Показатель заболеваемости таких женщин в три раза выше, чем в среднем в возрастной категории.

Что же касается уровня обеспеченности, то детский туберкулёз продолжает оставаться проблемой беднейших слоёв населения. Более того, к нам иногда поступают малыши, найденные в лесу или на улице. Считаю, что основное зло - утрата материнских чувств некоторыми молодыми дамами.

Участь новопрокажённых

От ВИЧ-инфицированных окружающие шарахаются, как раньше шарахались от прокажённых. Поэтому пациенты предпочитают скрывать свой ВИЧ-статус. Какова реальная опасность присутствия такого человека в ближайшем окружении?

Григорий Мошкович:

- Палочка Коха в эпидемиологическом отношении гораздо опаснее вируса иммунодефицита. Но к больному туберкулёзом относятся совсем иначе, чем к ВИЧ-инфицированному. А причина в стереотипах. Туберкулёз - известное заболевание, СПИД - новое, непривычное. И к тому же неизлечимое. Финал, конечно, будет, но при правильном лечении - через несколько десятилетий. Современные препараты позволяют не просто продлить жизнь, но и сохранить её качество. Так что не настолько страшен СПИД, как его малюют.

Начальник отдела надзора на транспорте и санитарной охраны территории ТУ Роспотребнадзора по Нижегородской области Галина Казанская:

- Наш регион - один из немногих, где принят закон о борьбе со СПИДом. Там сказано, что больные должны информировать врачей о своём ВИЧ-статусе. Однако 90% инфицированных этого не делают, чтобы избежать различных проблем. Между тем по закону помощь таким пациентам должна оказываться в любом медицинском учреждении. При соблюдении санитарных требований ВИЧ-инфицированные опасности для окружающих не представляют. Кстати, внутрибольничного распространения этой инфекции в Нижегородской области не зарегистрировано.

В зоне рискованного материнства

Допустим, ВИЧ-инфицированная женщина забеременеет и захочет родить ребёнка. При этом неизбежно возникнут проблемы как у молодой мамы, так и у младенца.

Григорий Мошкович:

- Желание молодой женщины иметь ребёнка вполне естественно. И никто не станет уговаривать её делать аборт. Надо учесть, что ВИЧ-инфекция развивается медленно. Инфицированные беременные по основным показателям здоровья не отличаются от всех прочих. Они должны встать на учёт к акушеру-гинекологу Центра по борьбе со СПИДом. Но помимо этого вправе получать медицинскую помощь в обычной женской консультации. Там выдают родовой сертификат. Когда настанет время, роженица поступает в общий роддом. Раньше было специальное отделение при инфекционной больнице № 2, но недавно его ликвидировали.

На данный момент в Нижнем Новгороде уже рождено 330 детей от ВИЧ-инфицированных матерей. Среди новорождённых инфицировано только 18. Такие результаты достигнуты благодаря своевременному лечению. Если мер не предпринимать, то вероятность передачи вируса составит 50%.

Главный педиатр департамента здравоохранения Нижегородской области Владимир Стручков:

- Проблема с ВИЧ-инфицированными детьми существует. Раньше их вообще старались максимально изолировать. Сейчас ситуация меняется. Хотя население всё ещё недостаточно ориентируется в вопросах лечения, не понимает, что СПИД - это не приговор. В развитых странах те, кто родился с ВИЧ-инфекцией, уже сами создают семьи и рожают детей.

Фтизиатр всегда бесплатен...

Когда ребёнку устанавливают диагноз виража туберкулиновых проб (изменение с отрицательной пробы на положительную), необходимо посетить детского фтизиатра. Бывает, что к нему большая очередь, а сервиса никакого. И не поведёт мама своё чадо к доктору. Со всеми вытекающими последствиями для здоровья. Появятся ли платные детские фтизиатры, к которым можно прийти в любое удобное время?

Анатолий Шкарин:

- Никогда! Фтизиатрическую помощь нужно оказывать только в государственных учреждениях.

Галина Казанская:

- Как эпидемиолог я выступаю за снижение заболеваемости любыми способами. Человек должен иметь выбор - бесплатно сидеть в очереди в государственной структуре или заплатить деньги за желаемый уровень сервиса. Больные должны получить лечение. И пусть сами решают какое - платное или бесплатное. Систему фтизиатрической помощи надо совершенствовать.

Главный терапевт департамента здравоохранения Нижегородской области Татьяна Романова:

- Государство должно обеспечить доступность медицинской помощи. В рамках реализации национального проекта “Здравоохранение” наша область получила прекрасные цифровые флюорографы и лабораторное оборудование. Считаю, что уже сейчас много делается для совершенствования фтизиатрической помощи.

Даёшь санитарную культуру

Так что же нужно сделать для исправления ситуации?

Нина Синицына:

- Следует увеличить финансирование противотуберкулёзной службы. Мы только недавно получили средства на то, чтобы нормально кормить больных детей. Для лечения туберкулёза очень большое значение имеет питание. Второй момент - низкая санитарная культура населения. Сейчас стало модным отказываться от прививок. Результаты налицо. Именно непривитые дети болеют тяжёлыми формами инфекции.

Татьяна Романова:

- Туберкулёз при царизме был болезнью интеллигенции. Тогда пациенты носили плевательницы и закрывали их крышкой, чтоб не распространять инфекцию. Сейчас плюют на остановках, на улицах. Это следствие низкой культуры.

Необходимо поднять авторитет врача, сделать так, чтобы в медицине работали профессионалы. И в этом плане сыграет значительную роль реализация национального проекта.

Григорий Мошкович:

- В отличие от туберкулёза, профилактика ВИЧ-инфекции не связана с затратами. Достаточно вести здоровый образ жизни. Однако кардинальное решение проблемы невозможно до тех пор, пока не создана вакцина.

Фото Татьяны БЫКОВОЙ

А что, по-вашему, можно сделать для решения этих проблем? Сталкивались ли с ними вы или ваши знакомые и как находили выход из положения?
Пишите в редакцию “АиФ-НН” по адресу: 603000, Нижний Новгород, ул. Костина, 3, офис 525 или на сайт www.nn.aif.ru. Звоните: 96-05-42, 96-05-43.

Смотрите также: