«АиФ» помог сёстрам встретиться спустя полвека

Здравствуйте, уважаемые работники газеты “Аргументы и факты”! Очень вам благодарна за акцию “Если вы потерялись на этой земле...”. Через вашу газету я нашла свою родную сестру Анну Романюк (девичья фамилия Алиева). Анна сейчас проживает в Молдавии. Она приезжала на 10 дней ко мне в гости. Мне хотелось сделать репортаж о встрече с сестрой, но 10 дней прошли так быстро, что не успела сообщить вам...

   
   

С уважением и благодарностью, Заря Алиева, Сергачский район

Надежда была зыбкой

Заря Нургалиевна вспоминает, как обратилась в газету...

- Конечно, надежда была. Но довольно зыбкая. Шутка ли! Больше пятидесяти лет не виделись. Да и сестрёнка моя Аня тогда была совсем малюткой.

Каковы же были удивление и радость 65-летней Зари Нургалиевны, когда сестра неожиданно откликнулась!

...Семейная история Алиевых печальна, но нередка для военного лихолетья, которое страна переживала в 40-х годах.

   
   

Заря (или, как звали её русские, Зоя) родилась 31 мая 1941 года в Крыму и стала вторым ребёнком в семье после Тахира (Анатолия). Когда началась война, отец Нургали Алиев ушёл на фронт и вскоре погиб, защищая Москву. Большинство родственников из Крыма уехали в Среднюю Азию. У Марии Алиевой, оставшейся с двумя детьми, по каким-то забытым ныне причинам не получилось отправиться туда вместе с ними. Она оказалась в Донбассе, территорию которого вскоре оккупировали немцы. Работала на шахте, и то, что семья выжила, пожалуй, можно отнести только к чуду. После войны Мария решила ехать на родину матери и отца, в Горьковскую область. Здесь в деревне Чуфарово она познакомилась с местным жителем Михаилом и родила от него ещё двух детей, Надежду и Анну. Жизнь, однако, у супругов не заладилась, и Мария с четырьмя детьми снова осталась одна.

- По тому времени поднять четверых, да ещё в деревне! - рассказывает Заря Нургалиевна. - И жили-то мы как! В брошенном доме, голодали, питались милостыней. Мама не выдержала всего этого и умерла.

Кого в детдом, кого в Узбекистан

После смерти Марии все четверо детей остались на попечении государства.

- Хорошо, нам удалось с роднёй в Узбекистане списаться. Они сами там жили тяжело и смогли только Толика к себе принять. А нас в детдом. Меня и Надюшку - в Мокромайданский, а крошечную Анютку, которой тогда несколько месяцев было, - в Выксу, в Дом ребёнка. И с тех пор о младшей сестре мы ничего не слышали...

Зоя Нургалиевна выросла, закончила педучилище, вышла замуж, родила и воспитала двух детей, многие годы работала воспитательницей в детском садике.

Целенаправленными поисками младшей сестры Заря Нургалиевна занялась только в середине 90-х. С 1996 года она пыталась наводить справки через детские дома, милицию, архивы. Даже три раза в передачу “Жди меня” писала...

Но всё было тщетно. След сестры обнаружить так и не удалось.

И снова вместе

- Помогло только письмо, которое опубликовала ваша газета, - рассказывает Заря Нургалиевна. - Прошло совсем немного времени после выхода номера, и вдруг мне приходит письмо из Приднестровья. От кого бы вы думали? От родственников приёмных родителей Ани. Там был указан адрес моей сестры, на который я отправила письмо.

И однажды в доме Зари Нургалиевны раздался телефонный звонок.

- Заря, это ты? - спросил женский голос.

- Да.

- Это я, Аня!

На другом конце провода была та, которую Заря Нургалиевна видела только трёхмесячной малюткой, та, которую она искала все эти годы и наконец-то нашла. Сёстры долго не могли наговориться по телефону. Потом была переписка, а летом Анна приехала в гости в Чуфарово (кстати, недавно Заря Нургалиевна перебралась в Сергач. - Авт.). Трудно описать эту встречу, чувства, которые переполняли родных людей.

У Анны семья. До замужества она носила фамилию людей, усыновивших и вырастивших её, - Тузова, да и по отчеству она Семёновна. Дети, двое сыновей, уже взрослые. Сама живёт с мужем в Тирасполе, работает художником.

Чуфаровская земля встретила Анну широтой полей, ароматом луговых трав, серебристостью воды реки Пьяны. Это её земля: здесь она родилась, тут похоронена мать, живёт сестра. И потому, наверное, решила Анна Семёновна не тянуть с оформлением российского гражданства. Может быть, со временем тоже сюда переберётся. Во всяком случае, мысли такие есть. Заря Нургалиевна была бы этому только рада.

- Я несказанно благодарна газете “Аргументы и факты”, тем, кто придумал рубрику “Если вы потерялись на этой земле...”. Верю, что теперь смогу найти и брата Тахира (Анатолия), которого, как и Анну, не видела пятьдесят три года. Правда, получала от него весточку в 1960 году из Красноярска, где он служил в армии. Фамилия у брата Алиев, а возможно, Зарипов (есть сведения, что он взял фамилию деда). Пусть Тахир знает, что сестры Заря, Надя, Аня ищут его и ждут. Говорят, надежда умирает последней. Нет, она вообще не умирает, когда знаешь, что чудеса на свете случаются!

Фото автора и из архива Алиевых

Смотрите также: