«Иван Сусанин» шагает в ногу

   
   

Летом 1896 года гастрольная жизнь Нижнего Новгорода бурлила изобилием оперных постановок.  Причиной стала XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка. За сезон для жителей и гостей города, съехавшихся на знаменитую Нижегородскую ярмарку, где проходила Выставка, было дано более ста тридцати спектаклей. Известный московский меценат Савва Мамонтов привез в Нижний Новгород труппу, возглавляемую Иоакимом Тартаковым. Ее гастроли открылись оперой «Жизнь за царя».

Сама история этой оперы – яркая страница в летописи российского театра. Почти 170 лет назад, 9 декабря 1836 года на сцене  Петербургского Большого театра прошло ее первое представление.  

На совещание позвали Пушкина и Жуковского

Как пишут историки, в 1835 году Василий  Жуковский отправляет Александру Пушкину записку: “У меня будут нынче ввечеру, часов в десять, Глинка, Одоевский и Розен для некоторого совещания. Тут ты необходим. Приходи, прошу тебя. Приходи непременно”. В тот вечер они собрались, чтобы обсудить либретто оперы “Жизнь за царя”, которую сочинял Михаил Глинка. Автором либретто стал барон Георг фон Розен. Значительная часть музыки была написана Глинкой заранее, и Розену нужно было подделывать слова под музыку. По мнению самого Глинки, «барон Розен был на это молодец». Название же  опере – «Жизнь за царя» -  дал самолично император Николай I.  

Успех был оглушительный. За три месяца опера была дана восемнадцать раз, а билеты "брались с боя". Глинка и барон Розен были удостоены чести получить похвалу и награды от государя императора.

Сам Глинка в одном из своих писем писал: "Я хочу, чтобы все было национальным: прежде всего - сюжет, но и музыка также настолько, чтобы мои дорогие соотечественники чувствовали себя дома".

   
   

П.И.Чайковский назвал произведение "первой и лучшей русской оперой ". Для многих поколений композиторов-классиков эта опера Глинки  стала эталоном  совершенства.

7 сентября 1842 года, шесть лет спустя после премьеры в петербургском Большом театре, опера прошла впервые в Большом театре Москвы.

2 октября 1860 года "Жизнь за царя" торжественно открывала новый театр в Санкт-Петербурге, названный по имени жены Александра II – Мариинским.

«Царя» убрал генералиссимус

В новой революционной  России опера с таким названием, конечно, не могла идти. Сталин отверг либретто барона Георга фон Розена и  распорядился переписать текст на советский лад. Это сделал  поэт Сергей Городецкий. Теперь опера  называлась "Иван Сусанин".

На сцене Нижегородского Академического Нижегородского Оперного театра им.Пушкина "Иван Сусанин" ставился  пять раз ( 1940, 1950, 1954, 1971 и 1998 годах). Сегодняшняя постановка – шестая.

Театр неоднократно выезжал с этим спектаклем. В мае 1941 года этой оперой открылись последние предвоенные гастроли нижегородцев в Иванове. Там же, во время  дневного представления "Ивана Сусанина", и началась для труппы Великая Отечественная Война. Действия спектакля не прекратилось, третий акт публика встретила с мужественным подъемом патриотизма.

С тех пор опера "Иван Сусанин" прочно вошла в "Золотой фонд" Академического Нижегородского Оперного театра им. Пушкина

С новым звучанием

2006 год для этого спектакля на нижегородской земле тоже можно назвать юбилейным – со времени первого спектакля прошло сто десять лет.

3 ноября, в преддверии Дня народного единства, на сцене театра вновь ожили хорошо знакомые образы. Это стало возможным благодаря инициативе губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева, поддержанного Нижегородской Ассоциацией промышленников и предпринимателей во главе с Владимиром Лузяниным.

"Кто на Русь пойдет, смерть найдет!"  По замыслу композитора, хор – такое же действующее лицо в опере,  как и герои. Не случайно, он произносит первые и последние реплики в спектакле,  словно обрамляя действие. Голоса хористов сливались  в единый живой поток. Хоровые и ансамблевые фрагменты спектакля – одни из самых удачных в постановке. Несомненно, эта заслуга не только исполнителей, но и главного хормейстера заслуженного деятеля искусств Эдуарда Пастухова.

Художнику Евгению  Спекторову и режиссеру - заслуженному артисту России Отару Дадишкилиани – удалось, кажется, невозможное: «советское» по своей сути либретто звучит органично несмотря на мотив христианства и веры.

Что же касается мастерства исполнителей главных партий в опере, то их имена говорят сами за себя.  В заглавной роли в этот вечер выступил народный артист России Владимир Ермаков. В роли Собинина - заслуженный артист России Михаил Ларин, а Ваню – лауреат всероссийского конкурса Татьяна Гарькушова. Антониду на премьере исполнила Елена Мосолова.

Вершиной спектакля стал хоровой финал с участием почти всей труппы театра. Сверху сцену по-отечески укрывали мягкие драпировки российского флага, отчего атмосфера всеобщего праздника окрашивалась в патриотические тона Дня народного единства. Колокольный звон послесловия обрастал рукоплесканиями зрителей и криками "браво".

  Наталья ДЗЮБО

Смотрите также: