Пациент скорее жив…
Флагман отечественного автопрома вообще как экономическая единица – объект, не перестающий удивлять. Правда, не новинками модельного ряда, а своим способом существования. Еще 2-3 года назад производителю главного автомобиля российских граждан пророчили серьезные проблемы из-за наращивания цен по причинам: а) увеличения заводов по сборке иномарок на российских землях, б) отсутствия реального нового автомобиля и обновления производственной базы, в) несоответствия Евростандартам и пр. Но…россияне нисколько не обижались на родной завод за неоправданный рост цен и отсутствие качественной машины и все шли и шли в автосалоны, занимая очереди. Спрос только возрастал. При этом, согласно опубликованным 15 августа этого года результатам финансовой деятельности за 6 месяцев, финансовое положение предприятия не внушает оптимизма. Согласно данным, рост продаж автомобилей позволил "АвтоВАЗу" увеличить выручку почти на 15%, но чистая прибыль выросла всего на 5%. Результат – несмотря на спрос рентабельность снизилась с 4,2 до 3,8 процентов.
Как выяснилось, законы обычного капиталистического рынка на основной автозавод страны не действовали. Кризиса перепроизводства и проблем со сбытом так пока и не наступило. Избалованный народной любовью гигант продолжал жаловаться на отсутствие государственной поддержки автопрома, не меняя в своем производстве ничего. Удерживаться на плаву при низкой рентабельности позволяет именно возможность поднимать цены из-за высокого спроса (с начала года уже почти на 6 % без учета предстоящих 2 % в сентябре). Спрос парадоксален, но объясним невысокой ценой и на сами АвтоВАЗовские автомобили по сравнению с иномарками, и на запчасти к ним. Лучезарные доклады власти о повышении народного благосостоянии разбиваются об этот факт, как об рифы.
Время и деньги
Видимо, этот же высокий спрос на АвтоВАЗовскую продукцию позволяет Правительству России «не торопиться» с выводом российской автомобильной промышленности на мировой уровень. Революция в отечественном автопроме, о которой так много говорили и министры, и законодатели, пока свелась к почти издевательскому одобрению пластмассового «Мишки» с не открывающимися дверями и чем-то вроде двигателя. По информации аналитических агентств, в частности, аналитика ФК "Уралсиб" Кирилла Чуйко, ни одного из 5 млрд. долларов в рамках федеральной целевой программы "Национальная технологическая база на 2007 - 2011 гг." отечественным автопромышленникам пока выделено не было.
А может, все силы, действительно, сосредоточены на задаче создать новую машину? На завершившемся 10 сентября Московском Международном автосалоне АвтоВАЗ представил главный экспонат - концепт 2116 с надписью «Project C». Говорят, автомобиль на крэш-тесте заработал четыре (!) звезды. А внешне, как удалось увидеть автору, машинка выглядит весьма достойно.
Впрочем, скорее всего, вопрос о положении «АвтоВАЗа» все-таки лишь во времени. И сдача позиций из-за «несбычи мечт» о качественном скачке произойдет так или иначе. Будет ли причиной рост доходов граждан, продолжение роста российских сборок иномарок, засилье равноценных «китайцев» - скорее всего, и то, и другое, и третье и что-то еще. За это время смышленый российский обыватель пока еще успеет попользоваться более дешевым отечественным вариантом.
Получается, спустя время, дела до тольяттинского завода не будет никому. Даже народу. Спасение рук утопающих, как говорится… «LADA. Продолжай движение!». Куда?...
А ведь как красиво огромный завод – часть истории и национальное достояние - может вписаться в национальную идею, сформировать которую все пытаются на общегосударственном уровне!
Что же до местного рынка, то, по прогнозам аналитиков, меньше всего вырастут цены на модели «Самара». Высок спрос на «LADA-Калину», особенно седан. В общем, стоит приглядеться к тому, как отреагирует на повышение тот или иной автосалон, прежде всего официальные дилеры «АвтоВАЗа».
КСТАТИ
Инвестиционная активность Нижегородского региона и заметный интерес мировых автобрэндов к нашей области говорит о том, что нижегородцы вполне могут оказаться в преимущественном положении перед остальными россиянами в плане приобретения качественных автомобилей. Последний пример: на пресс-конференции, посвященной открытию международного промышленно-экономического форума "Россия единая", губернатор Валерий Шанцев заметил, что в настоящее время находятся в стадии завершения переговоры об организации в регионе автосборочного предприятия, предположительно, Peugeot Citroen. И уже завершены переговоры по созданию предприятий по производству автокомпонентов BMW, Nissan, Toyota, Volkswagen.
Коллаж с сайта spbland.ru
Смотрите также:
- «Вторая волна» кризиса оказалась политической →
- «Идеалистов-рыночников заметно поубавилось» →
- Статистика чудес →