Детский капитал. Как в Нижегородской области помогут приёмным родителям?

Взрослые дети не меньше малышей нуждаются в заботе. © / Кира Мишина / АиФ

Возможно, дело в ежемесячных выплатах, которые получают приёмные семьи… Областные законодатели решили рублём поддержать тех, кто готов сделать приёмного ребёнка своим раз и навсегда.

   
   

Стимул для мам и пап

В конце августа депутаты Заксобрания приняли поправки в областной закон «О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей». Теперь при усыновлении ребёнка родители получат единовременное пособие в размере 100 000 руб. Если мама и папа берут в семью ребёнка-инвалида, ребёнка старше 7 лет, а также братьев и сестёр, пособие составит 200 000 руб.

Что говорить, сумма выплаты значительно подросла. Ранее, с учётом индексации, она составляла всего 13 741 рубль. Станет ли повышение выплаты стимулом для нижегородцев охотнее усыновлять детей из детских домов и интернатов?

Не сдаваться!

В семье Чистовых двое приёмных детей. 12-летнюю Олю и 10-летнюю Наташу взяли под опеку несколько лет назад. В семье растут двое родных детей. Изначально девочек хотели удочерить. Для приёмных родителей такая форма принятия в семью - гарантия, что ребёнка не отдадут биологической матери или отцу, пожелавшим восстановить свои родительские права. Мама Таня признаётся, однажды они с мужем поняли: ежемесячные выплаты на детей от государства лишними в семейном бюджете не будут. Усыновление грозит их полной утратой. Девочки уже не маленькие, хотят наряжаться, получать в подарок разные гаджеты, одна подготовка к школе чего стоит… Введение повышенных выплат для усыновителей Чистовы только приветствуют, любая финансовая поддержка со стороны государства для приёмных родителей очень важна.

- Знаете, это неплохие подъёмные. Когда забираешь ребёнка в семью из приюта, ему надо купить новую одежду, обустроить комнату, - говорит Татьяна. - Мы для себя решили, что следующего ребёнка будем усыновлять. Но это никак не связано с повышением выплат. Честно: есть желание избавиться от назойливого внимания опеки. Нет сил бесконечно отчитываться. И хочется, чтобы ребёнок носил твою фамилию и для окружающих был полноценным членом семьи.

Свой взгляд у Чистовых и на причины того, почему наши граждане не усыновляют детей старше 7 лет и инвалидов. Люди зачастую боятся сформировавшегося характера подростка или больших финансовых и психологических затрат, связанных с больным.

- Любой приёмный родитель в один момент сталкивается с усталостью. Ты вдруг чётко понимаешь: «Всё! Больше не могу!», - признается глава семьи Чистовых Антон. - Тут главное не показать своих эмоций ребёнку, собраться и ни в коем случае не бросать того, кого однажды забрал из детского дома. Это предательство!

   
   

Сломать судьбу

Кстати, законодатели решили подстраховать областной бюджет от недобросовестных усыновителей. При отказе приёмных родителей от ребёнка полученную при усыновлении сумму они будут обязаны вернуть туда, откуда взяли.

- Я бы вообще таких людей обязала бы сумму в двухкратном размере в областной бюджет возвращать или вообще сажала, - эмоционально высказывается мама девятерых детей Иветта Маслова. - Любой усыновитель должен понимать: он таким поступком ломает судьбу маленького человечка. Ребёнок перестает верить людям. Представьте, как тяжело будет изменить такое отношение к окружающим следующим, возможно, хорошим усыновителям.

Сегодня семья Масловых воспитывает пятерых детей из детского дома и четверых своих. Иветта и её муж сейчас готовятся усыновить ещё одного ребёнка. Но к повышению выплат, как ни странно, относятся, скорее, негативно. Говорят, это всё привлечёт любителей лёгких денег.

- Живёт вот человек в деревне, услышал: за сирот деньги дают. А возьму-ка мальчонку лет семи огород копать! Ещё и опека с проверками доставать не будет - по закону усыновлённый ребёнок полностью ваш, он уравнен в правах с родным, - рассуждает Иветта.

Масловы пока не готовы и дальше продолжать усыновлять или брать под опеку детей, хотя желание есть. Проблема одна - жилплощадь. Вот в решении этого вопроса особенно многодетные приёмные семьи очень рассчитывают на помощь властей. Конечно, если вы хотите усыновить только одного ребёнка, проблемы нет. А как быть, если желание не ограничивается только одним воспитанником детского дома?

Родная кровь

По федеральному законодательству все граждане России, желающие принять ребёнка в семью, должны пройти курс обучения в школе замещающих родителей. В Нижегородской области на базе различных учреждений действуют 62 такие школы. По наблюдению сотрудников одного из центров, где проводят занятия для будущих мам и пап, большинство из них склонны именно усыновлять детей, а не брать под опеку. Но только маленьких и практически здоровых. Это связано со сложившейся в нашей стране культурой приёмной семьи. Если ты даёшь ребёнку свою фамилию, все вокруг и особенно сам малыш должны думать, что он родной.

- Как правило, на усыновление решаются люди, у которых нет своих детей. И они хотят сохранить тайну появления ребёнка в их семье. Хотя скрывать от ребёнка, что он неродной - крайне вредно. Такая ложь в дальнейшем может вызывать психологические расстройства, - говорит семейный психолог Ирина Олюнина. - Причина нежелания людей усыновлять детей старше 7 лет очевидна - ребёнок точно будет знать, что у него были другие родители, он жил в детском доме.

Есть миф, что чем младше ребёнок, тем легче он адаптируется в семье. Конечно, у малышей более гибкая психика, но, по мнению специалиста, если у маленького ребёнка возникают нарушения в адаптации, их сложнее корректировать. Взрослые дети более предсказуемы. Кроме того, людей останавливает, что им придётся общаться с личностью, а не формировать её самим.

По данным статистики, именно усыновители реже отказываются от детей, чем приёмные семьи, решившиеся на опеку. Тут играет положительную роль мнение общественности - по закону отказ от усыновлённого ребёнка равносилен отказу от родного. Это останавливает: «А что скажут люди?»

Будет ли мера, принятая законодателями действенной, покажет время. Поправки вступят в силу с 1 января 2015 года. Но сам факт, что государство на региональном уровне готово поддерживать неравнодушных людей и сирот, всё же радует.

Растопить сердце

Наталья Зайченко, психолог, директор благотворительного фонда, помогает выпускникам детских домов найти свой путь в жизни. Для своих приёмных сыновей Вовы и Ильи она это уже сделала. Наталья забрала их из интерната, когда мальчишки были совсем взрослые.

Большая семья Натальи Зайченко - чужих детей не бывает. Фото: Из личного архива

Весной 2012 года Наталья, мама 27-летнего Никиты и 8-летнего Егора, волею судеб оказалась в Золинском детском доме и вдруг поняла, что немногословный 16-летний мальчик Вова - её сын, хотя и родила его другая женщина. А через полгода в семье появился и 15-летний воспитанник детдома Илюшка.

- Считается, что если из детского дома взять маленького ребёнка, то как его воспитаешь, таким он и вырастет. Но это не совсем так. У всех детей в подростковом возрасте начинаются «проявления генетики». Потому растёт число родителей, взявших ребёнка в раннем возрасте и вернувших обратно в 13-16 лет - столкнулись с проблемами, которые они не могут, а скорее всего, не хотят решать, - рассуждает Наталья. - Когда же ты берёшь сложного, уже во многом сформировавшегося как личность ребёнка, это легче. Ты знаешь, какие трудности тебя ожидают, и потому тебе легче найти выход из ситуации.

Ожидаемые трудности начались уже в первые дни пребывания 16-летнего Вовы в новой семье. Главной проблемой стала не неприспособленность подростка к домашнему быту, а неумение выстраивать отношения в семье и в чуждом ему мире.

- Первое время словарный запас сыновей был невелик: мне приходилось комментировать то, что я говорю, - вспоминает Наталья. - И дело совсем не в «недалёкости» мальчишек, а в закрытости и упрощённой структуре того мира, в котором растут дети во всех интернатах нашей страны. Зачем им владеть богатым лексиконом, если круг их общения ограничен и практически неизменен, а каждый новый день является калькой с предыдущего? Зачем им думать, если это всё равно никто не оценит, зачем им чувствовать, если они не ощущают любви в ответ?!

Чтобы растопить сердце ребят, у нашей героини ушло 1,5 года. Чтобы мальчишки поверили в искренность материнских чувств, цитировали классику и не боялись выходить гулять дальше, чем за 10 метров от дома. Сегодня никто не может поверить, что Илья, поступивший в театральное училище, воспитывался в коррекционном детском доме. А Володя, закончивший девятилетку, мечтает стать философом.

- Если вы решились взять ребёнка, помогите ему простить родных родителей, быть благодарным им за жизнь. Обида очень сильно давит на душу ребёнка, и надо постараться помочь ему преодолеть. Если человек не будет уважать родителей, то не сможет грамотно, в уважении к старшим, воспитать и своего ребенка.

Виктор Лунин, депутат Законодательного собрания Нижегородской области:

- От идеи до внесения изменений в областной закон о мерах соцподдержки граждан прошёл почти год. Мы интересовались мнением общественных организаций, частных лиц, консультировались с профильными министерствами. Изначально мы хотели ввести ежемесячные выплаты, но на практике многие усыновители не хотят афишировать факт принятия ребёнка в семью - лишние деньги могут вызвать вопросы у окружающих. Решено остановиться на варианте единовременной выплаты, но с оговоркой: деньги в случае возвращения ребёнка в детский дом усыновители обязаны ввернуть в областной бюджет.

Категорию детей, на которых полагается повышенная выплата 200 тысяч рублей, выявили исходя из статистических данных. Например, детей старше 7 лет граждане РФ в нашей области не усыновляют вообще, инвалидов, а также братьев и сестёр берут в семьи крайне редко. Суммы выплат сложилась из расчёта, что прямые затраты на содержание одного ребёнка в детском доме составляют приблизительно 70 тысяч в год. В ближайшие полтора года мы будем проводить мониторинг закона. Я уверен, будут родители, которых увеличение выплат подтолкнёт к усыновлению ребёнка, особенно это касается сельчан, для которых 200 тыс. руб. - значительная сумма.

Главная цель подобных инициатив - закрыть все детские дома на территории Нижегородской области. Впоследствии размер выплат могут увеличить. Кстати, многие усыновители говорят, что не нуждаются в повышении выплат, поскольку берут ребёнка на воспитание не из финансовой выгоды.