4 июня 2014 года в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина прошел круглый стол на актуальную тему «Как сделать профессию учителя модной?», организованный Фондом «Устойчивое развитие Нижегородской области».
Открыл круглый стол ректор Мининского Университета, доктор философских наук, профессор Александр Александрович Федоров, чья вступительная сессия называлась «Открытое педагогическое образование будущего: от моды к престижу».
- Вряд ли профессия учителя должна быть модной, скорее она должна быть престижной, мода проходит – престиж остается, - заявил Александр Федоров. – Невозможно все время решать проблемы текущего дня и замыкать проблему престижности лишь на задаче повышения зарплат. Необходимы комплексные решения, рассчитанные на будущее. Нужно обозначить компетенции, которые будут нужны учителю через 10-15 лет, работать на перспективу, нарабатывать лучшие практики, которые затем можно будет тиражировать.
Александр Федоров познакомил участников круглого стола с основными элементами стратегии развития Мининского Университета, с лучшими образовательными практиками, рассказал о видении будущего и об основных проблемах, стоящих на пути поднятия престижа профессии учителя.
Одной из успешных практик поделилась доктор педагогических наук Марина Анатольевна Картавых.
- Несколько студентов второго курса в этом году работали в качестве «интернов» в школах Автозаводского района, - пояснила она. – Для эксперимента были выбраны образовательные учреждения, где есть инновации и педагоги-лидеры, у которых можно многому научиться. Методика работы существенно отличалась от обычной практики, на которую студенты попадают лишь перед выпуском на 4 курсе. Результаты превзошли все ожидания. Уже есть несколько заявок от директоров школ на будущих выпускников, участвовавших в проекте.
В дискуссии приняли активное участие директора школ, среди которых: Марина Глебовна Тягунова, Елена Борисовна Моисеева, Юлия Владимировна Красавина, Ольга Владимировна Шалаева, Светлана Викторовна Кулёва, Татьяна Ивановна Халапсина. Было высказано несколько интересных предложений и технологий их практической реализации.
Лауреат премии города Нижнего Новгорода в области образования, директор школы №62 Елена Александровна Платонова рассказала о том, что выпускникам вузов, настроенным на инновации и развитие, довольно сложно удержаться в школе, где основной костяк – это уже опытные преподаватели, воспитанные на советских «классических» принципах. Но выход из этой ситуации есть.
- Важно, чтобы в школу приходил не один молодой преподаватель, в одиночку обычно очень трудно удержаться в коллективе, - считает Елена Платонова. – Нужно, чтобы в школу приходило одновременно несколько человек с одного курса, несколько единомышленников и друзей. Именно так в школах появятся и закрепятся так называемые «агенты изменений».
Проректор по научной деятельности Мининского Университета, доктор психологических наук, профессор Елена Николаевна Волкова высказала мнение, что повышать престиж профессии учителя можно и при помощи психологических методик.
- Говоря языком бизнеса, необходимо сформулировать, а затем транслировать в социум нечто вроде месседжа или слогана, характеризующего ключевые аспекты профессии учителя, - подчеркнула Елена Волкова. – Одним из основных посылов может быть такой: профессия учителя – это именно та профессия, где вы получаете уникальные навыки управления людьми.
Поддержал Елену Волкову и директор Фонда «Устойчивое развитие Нижегородской области» Александр Тимофеев.
- Искусство управления людьми – одна из главных компетенций, востребованных в бизнесе, однако работать в бизнесе престижно, а работать в школе пока не очень, - подчеркнул Тимофеев. - Нужно попытаться изменить эту тенденцию. Политическая воля к этому есть, важность задачи неоднократно подчеркивали и президент, и наш губернатор. Проблема в том, что технологически сделать это довольно трудно. Помимо материальной базы необходимы, как здесь неоднократно повторялось, «агенты изменений» - люди, способные досконально изучить вопрос и затем взвалить труд по реализации этого проекта на себя. Деятельность фонда «Устойчивое развитие Нижегородской области» как раз и направлена на поддержку таких людей, и эта работа будет продолжаться.
Смотрите также:
- Музыка спасает. Профессор консерватории о детской агрессии и сострадании →
- Кому требуется МВА? →
- Воспитание любви →