Треск, мат и грохот. Чего стоит нижегородцам соседство со стройкой

Наталья Халезова / АиФ

Исторический центр Нижнего, тихие старинные улочки. Вот в таких местах, на «золотой» земле, чаще всего и разворачивается борьба со слишком деятельными соседями-строителями.

   
   

Дом трещит по швам

Каждое утро жителей трёх домов по улицам Добролюбова и Почаинской начинается с грохота строительной техники - во дворе «впритык» идёт стройка 6-7-этажного элитного дома «с видом на кремль и Волгу» (так обещает застройщик).

- Наши проблемы начались в августе прошлого года, ещё на стадии котлована. У дома по ул. Добролюбова, 6а, построенного в декабре 1996 года, отошла отмостка, треснул фундамент, по внешней стороне дома пошли трещины и осыпалась штукатурка. Была нарушена система молниеотвода. В квартирах на несущих стенах - многочисленные трещины, - рассказывает Жанна Бунькова, председатель жилтоварищества. - Работы ведут с 7 утра до 9 вечера. Грохот такой - моей дочери стало плохо, мы вызвали «скорую», так врач не мог прослушать лёгкие из-за шума.

Жанна Бунькова: «Каждый день у нас над головой проплывает стрела крана». Фото: АиФ / Наталья Халезова

От дома до стройки - несколько метров. Сидишь в квартире, особенно на верхних этажах, становится жутко - мимо окон то и дело проплывает стрела башенного крана, кажется, сейчас в окно ударит.

Жанна Евгеньевна проводит экскурсию по местам следов от стройки. Асфальт в трещинах. Монументальный с виду дом в буквальном смысле «трещит по швам», в некоторые комнаты жильцы боятся заходить. От стен начинают отходить лестничные пролёты. Волнуются и обитатели деревянного дома на Почаинской, 31 - вплотную к их стене приезжает бетономешалка:

- Миксер не раз задевал газовую трубу, мы боимся взлететь на воздух. Вместе с близлежащим домами…

   
   

Строительство многоэтажки ведут на склоне - горожане опасаются, что из-за опасного соседства их дома «поползут». К примеру, Домик Петра - памятник федерального значения, что метрах в 200 от синего забора, по наблюдениям жителей, потихоньку «ползёт».

Техника подъезжает впритык к дому, задевая газовую трубу. Фото: АиФ / Наталья Халезова

- Мы уж не говорим о нарушении инсоляции, когда дом всё-таки возведут. Соль и лук будем просить у будущих соседей в окно - так близко будут стоять здания, - негодует Жанна Бунькова.

Отклонились

Борьба жителей таких домов - обычно «хождение по мукам», от инстанции к инстанции, от чиновника к чиновнику. С августа идут проверки, а стройка не прекращается. По данным городской администрации, дом возводит застройщик - ООО «Премиумстрой», который получил разрешение в мэрии 26 ноября 2012 года, проект здания получил положительное заключение областного управления Госэкспертизы, кроме того, есть геотехнический прогноз влияния перемещений котлована на окружающий грунтовый массив и основание дома 6а.

По итогам проверки стройплощадки в августе 2013 года в официальном ответе жителям Дмитрий Ершов, первый замглавы администрации Нижегородского района, сообщил:

«Выявлено отклонение выполняемых строительно-монтажных работ от проектной документации - в части возведения подпорной стенки и глубины заложения свай. При осмотре жилого дома 6а по ул. Добролюбова обнаружены трещины в асфальте со стороны стройплощадки, на фасаде здания и на внутренней стене, на которую опираются лестничные марши».

У Домика Петра треснула отмостка. Фото: АиФ / Наталья Халезова

Договорились поставить на дом маячки и следить за состоянием здания, а застройщика обязать внести изменения в проектную документацию. Алексей Сыров, начальник Инспекции Госстройнадзора Нижегородской области, признал «отступления» от утверждённого проекта, которые допустил генподрядчик ООО «ППСК «Вектор». В сентябре 2013 года застройщик и подрядчик получили предписания, возбуждено административное дело.

Трещины в несущих стенах квартир, в том числе сквозные, а также разрушение отмостки подтвердила и Госжилинспекция Нижегородской области. Последние проверки хороших новостей не принесли.

- В 4 квартирах есть трещины, расслоение кирпичной кладки, на фасаде дома - многочисленные трещины, наблюдается сильная осадка асфальтобетонного покрытия между домом и котлованом, - сообщил Борис Караганов, начальник Нижегородского нагорного отдела инспекции.

Жители продолжали бить во все колокола. В марте 2014 года опять предписание получил генподрядчик, который, судя по документам, не укрепил должным образом стенки котлована.

- Осенью, после того как нагрузили верхнюю подпорную стенку котлована, откопали грунт более чем положено по проекту, у дома 6А по ул. Добролюбова треснула отмостка, - признаёт Надежда Барышникова, гендиректор застройщика. - Но после этого привезли большой объём грунта, что исключает обвал грунта у дома 6А. Вертикальный откос дома укрепили металлическими конструкциями. Все маячки проводят мониторинг. Перед началом строительства проведена фотофиксация, установлено, что дом весь в трещинах.

Расставить все точки над «I» должен отчёт о техническом состоянии конструкции дома 6а, который по заказу застройщика будет подготовлен специалистами до конца июня.

- Эксперты выявят деформации конструкций и причины их появления. Строительство приостановлено на 30 дней по решению суда. Дом № 31 по ул. Почаинской признан аварийным и подлежащим сносу, - сообщили «АиФ-НН» в администрации Нижегородского района.

Кстати, несмотря на решение суда, когда мы приехали на место, стройка велась. Сколько ещё будут идти разбирательства, неизвестно, а дом растёт…

Утро начинается с грохота и криков рабочих. Фото: АиФ / Наталья Халезова

Какая стройка без драки?

Как ни обещают власти, что в Нижнем не осталось и не будет ни одной конфликтной стройки, борьба идёт. Вспомните, как в апреле 2014 года суд наложил запрет на строительство многоквартирного дома на пр. Ленина, который пытается закрыть белый свет хрущёвке. На следующий день строители вернулись на площадку! Только судебные приставы смогли утихомирить рабочих, «жаждущих» трудиться.

Совсем недавно жители буквально живым щитом встали против стройки на откосе возле дома по ул. Родионова, 186б, в оползневой зоне. Дошло до рукоприкладства. Но, по данным районной администрации, у застройщика все документы в порядке и забор устанавливать он вправе. Главное - чтобы дом не начал ползти, как в случае с ул. Добролюбова.

А вот на проспекте Кораблестроителей в Сормове, где жильцы близлежащих домов также вышли на битву против точечной застройки и даже перекрывали движение строительной техники, дошло до суда с жителями - с наиболее активных застройщик теперь требует деньги - за порчу техники на 113 тыс. руб. Сормовичи считают, что таким образом пытаются запугать борцов за правду. А застройщики сетуют, что горожане пошли слишком бурные, так и до «майдана» недалеко.

Возникает только один вопрос - неужели в Нижнем нельзя организовать стройку без конфликта с жителями?..

Кто оплатит ущерб?

Анна Покровская, директор юридической компании:

- Застройщик вправе проводить строительные работы в границах земельного участка, выделенного под строительство. Узнать, не вышел ли он за пределы своей земли, можно на сайте Росреестра, на публичной кадастровой карте. Требования к расстояниям от забора стройплощадки до жилых зданий законодательно не предусмотрены - расстояние определяют по требованиям к инсоляции. Минимальное расстояние - 6-6,5 м (минимальный пожарный проезд).

Можно замерить уровень шума от стройплощадки и попытаться «подвинуть» забор из-за нарушений требований инсоляции. Это упрётся в судебный процесс - если застройщик получил от администрации города разрешение на строительство, на попятную госорганы или муниципальные власти вряд ли пойдут. Расстояние между жилыми зданиями более 4 этажей должно быть не менее 20 м. Но оно может быть сокращено проектом при условии соблюдения требований инсоляции и освещённости. Требования к инсоляции жилых помещений установлены правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01.

Неспециалисту крайне сложно определить, соответствует ли инсоляция нормам. Для этого нужно обратиться в экспертную организацию, которая произведёт замер и составит заключение. Строительные экспертизы (в том числе состояния несущих конструкций дома вблизи стройки) тоже проводят экспертные организации. Оплачивает экспертизу собственник помещения, где образовались трещины.

Если установлено, что причиной их появления стали строительные работы на близлежащем земельном участке, вы можете в судебном порядке взыскать с застройщика понесённые убытки, куда включаются как реальный ущерб (т.е. от повреждения помещения), так и, например, расходы на экспертизу.

Фото: АиФ

В надежде на диалог

Мария Попова, правозащитница

Точечная застройка - это не просто манера строительства. Это нарушение прав и законных интересов жителей: на землю, на общее имущество дома, на безопасность, на проезд по дорогам общего пользования.

Все строительные конфликты практически шли по одному сценарию. До 2008-2010 годов - то есть до проведения общегородского межевания - все участки под будущие стройки были официально оформлены и поставлены на кадастровый учёт. Застройщики получили все разрешительные документы. А на публичных слушаниях по проектам межевания жителей ставили перед фактом: земли у вас будет ровно столько, сколько осталось от застройщиков.

Документы, выданные органами БТИ в советское время, современная власть уже не признавала. Даже если жители это знали и понимали, ходили на публичные слушания, отстаивали свое право на землю, сделать ничего уже было нельзя. Все земельные участки под будущие стройки были официально узаконены. В итоге жители получили куцые земельные участки, а некоторые вообще остались без земли. И когда горожане обращались в органы власти и требовали соблюдения их прав, их со спокойной душой посылали в суд. Но в суде спор по земле жителям выиграть невозможно.

Жителям всех «горячих точек» ничего не оставалось, как объединиться в одно движение, - «Общественный совет». Слишком много стало строительных конфликтов…

Цель одна - чтобы власти при принятии градостроительных решений учитывали права и законные интересы жителей города на жизненное пространство.

Необходимо запретить строительство в непосредственной близости от существующих домов, которое не просто делает некомфортной среду проживания, но и создаёт реальную угрозу жизни и безопасности.

Да, город должен развиваться, дома - строиться, дороги - расширяться, но с учётом прав живущих в нём нижегородцев!

Проблема точечной застройки существует (хотя такого юридического термина нет), и её нужно и можно решать. Известен механизм - диалог, учёт прав и законных интересов. И мы очень на-деемся, что диалог состоится.

Смотрите также: