Через всю Россию за 56 дней: два пилота облетели страну на вертолёте

Пилоты облетели всю Россию на вертолёте. Фото: heliex.ru

Масса впечатлений и несколько терабайтов фото и видео - таков «улов» участников экспедиции «Россия 360». Нижний Новгород стал предпоследней точкой пути, Таймыр, Камчатка, Чукотка и ещё десяток областей остались позади. У нас путешественники немного отдохнули, дописали бортовые дневники, поработали над собранными архивами, а также подвели первые итоги экспедиции. И пообщались с «АиФ-НН».

   
   

 

Маршрут вертолетной экспедиции «Россия 360». Фото: heliex.ru

Чукчи уже не те

- Облететь всю страну - авантюрная задача…

И.Г.: - Такова была наша задумка. Подготовка заняла почти год: прокладывали маршрут, подбирали снаряжение. Задняя кабина была забита им до отказа. Путь пролегал через труднодоступные и малоисследованные области, мы были готовы ко всему. К счастью, многое так и не пригодилось.

- Но без трудностей не обошлось?

И.Г.: - Основные опасности были связаны с погодой. В северных и дальневосточных краях она переменчива. За 20 минут солнце может смениться градом.

   
   

Другая сложность - найти место для посадки. Вертолёту достаточно и небольшого клочка земли. Но вот летели мы, например, в Эссу. Вылетели из гор, попали в бескрайнюю тайгу. Ни одной полянки! Ни отмели, ни песчаных кос. Полёт над такой поверхностью почти столь же тревожен, как полёт над бескрайними водами.

 

Игорь Гуржуенко (слева) и Виктор Сидельников (справа). Фото: heliex.ru

- А как же аэропорты?

И.Г.: - Нам приходилось совершать незапланированные посадки в районах, удалённых от жилища человека. Половина пути пролегала по опасным заполярным арктическим территориям, где аэродромов мало. Есть очень хорошие, например, на Чукотке, где жизнь кипит. В посёлке Эгвекинот дороги лучше, чем в центре России.

А вот на мысе Шмидта, в Певеке, Тикси всё заброшено. Оттуда ушли военные, а вместе с ними и жизнь. В 1990-х годах уехало 90% населения. Остались только брошенные военные части, части ПВО, аэродромы.

Такие места вызывают смешанные чувства. Городища, посёлки, мёртвые кварталы и районы - не только деревянные домики, а каменные пятиэтажки! Практически безлюдные места, мы пролетали над множеством таких. Люди, которые там ещё живут, мечтают уехать.

 

На мысе Шмидта, в Певеке, Тикси всё заброшено. Фото: heliex.ru

- Общались с местными?

И.Г.: - Нет, им было всё равно. Получают дотации от государства и ничего полезного не создают. Один раз мы ночевали в посёлке Ванкарем, но и там традиционных чукчей не встретили. Большинство со смешанными, европейскими чертами лица.

«Подлетаем мы к медведю…»

- Насколько сурова северная природа?

И.Г.: - Капризна, но хороша. Нас, жителей средней полосы, завораживали ровная тундра, озерки, безжизненные лысые горы… Но в какой-то момент мы от этого устали, домой потянуло.

Видели много диких животных. Собрали целую коллекцию снимков оленей, лосей, овцебыков… У нас на вертолёте были смонтированы наружные камеры. Правда, мы с ними намаялись. Всякий раз, когда на объектив что-то попадало, приходится искать место для посадки и протирать.

Как-то видели медведя на вершине горы. Встал на задние лапы и стоит. Мы его облетели, подошли поближе, а он стоит в полный рост и на нас смотрит. В 50 метрах от тебя - медведь! Это чудо!

 

На вертолете были смонтированы наружные камеры. Фото: heliex.ru

- Почему фотографии были одной из главных целей путешествия?

В.С.: - Когда я готовился к экспедиции, хватался за голову. Из многих северных уголков России сохранились фотографии только 1960-1970-х годов. И всё! Как будто после регион не жил.

Мы привезли огромное количество фотографий труднодоступных уголков России: природы, городов и посёлков, людей и достопримечательностей. Собираемся издать книгу, подготовить выставку, а ещё создать сайт с интерактивной картой: кликнул на какую-то точку, появилась панорамная фотография. Ты как будто находишься там. Плюс ещё есть видеоматериал для создания документального фильма.

- А ведь эта информация пригодилась бы и государству: Ростуризму, Минэкологии…

И.Г.: - Увы, государству у нас мало что нужно. К нашей затее относились со скептицизмом. Мол, непрофессионалы на каком-то утлом вертолётике отправились в те места, где должны летать бывалые полярные лётчики.

Но мы всем показали. Впервые достигли крайних географических точек России на таком виде транспорта, как наш вертолёт.

 

Летчики впервые достигли крайних географических точек России на таком вертолете. Фото: heliex.ru

- Он, кстати, действительно выглядит очень хлипким.

И.Г.: - У нас лёгкое воздушное судно, почти летающий автомобиль: пятиместный салон, вес 1,2 тонны со снаряжением, проходит техобслуживание по числу налётанных часов. Правда, стоит в разы дороже.

- Может, когда-нибудь у каждой семьи будет не только машина, но и вертолётик?

И.Г.: - Не нужно быть владельцем вертолёта или самолёта, чтобы на них летать. Можно арендовать судна в аэроклубах.

В любом случае авиация - штука дорогая и неприбыльная, в неё приходят только по призванию. Она требует серьёзной выучки и подготовки. Не летал 3 месяца - пересдавай экзамен. Пересел на судно другого типа - переучивайся. Это требования безопасности. США доказывают, что всё это не такие уж преграды для развития частной авиации. Там на всю страну 300 частных воздушных судов, на каждые 50 человек приходится пилот. В России нас всего 2000 человек на 140 млн населения. Нужна политическая воля, авиационная инфраструктура… А потенциал развития авиации в России велик.

Смотрите также: