В Нижегородской губернии борьба с волками шла не на жизнь, а насмерть

Фото: АиФ-НН

Нижний Новгород, 22 ноября - АиФ-НН

   
   

Спас свою шкуру

Волк в одиночку на человека не нападает. Исключения бывают только в том случае, если животное ранено. Зато нападения волчьих стай, особенно зимой, на прохожих или проезжих в старину случались с завидной регулярностью. Так, только в одном 1875 году в Нижегородской губернии волки зарезали 58 человек. 

Как-то мне довелось услышать одну леденящую душу историю из нижегородской старины. По словам рассказчика, случилась она в нашей губернии. Холодной зимой в один из уездов направили из Нижнего Новгорода молодую учительницу. На станции её встретил ямщик, который повёз барышню в дальнее село. 

Вечерело, дорога была долгой, но ничего не предвещало опасности, пока не произошло то, от чего у людей и лошадей от страха чуть не застыла в жилах кровь. Где-то позади послышался душераздирающий волчий вой. В ужасе ямщик стеганул лошадей, и, обезумевшие, они понесли во весь опор. Да разве убежишь от стаи злых и голодных волков! 

Серые не отставали ни на шаг. Ещё немного - и звери плотным кольцом окружат лошадей и повозку с людьми и начнут резать всех, словно скот. 

Тогда-то в голову ямщику и пришла «гениальная» мысль: «А что если сбросить учителку с подводы? Всё равно никто ничего не узнает, зато хоть кто-то из нас останется в живых». Недолго думая он схватил закутанное в полушубок и бархатную муфту изящное женское тело и сбросил его с повозки на холодный снег. 

   
   

Через секунду волчья стая уже с остервенением рвала бедную девушку... Этого замешательства ямщику хватило, чтобы по-хорошему стегануть плёткой лошадей и спасти свою шкуру. Ценой другой человеческой жизни… 

Леса Нижегородчины буквально кишели волками. Более того, волки-одиночки иногда даже прорывались в центр нашего города. 

В газете «Нижегородские губернские ведомости» за 14 января 1861 года сообщалось, что утром 8 декабря 1860-го идущие на работу прохожие натолкнулись на волка «весьма большой величины, который был убит на Большой Печёрской улице, не причинив никакого вреда». 

Объявляем войну…

Для человека во все времена волки являлись одними из самых свирепых хищников. Например, согласно статистике, в одном только Краснобаковском уезде Нижегородской губернии с весны 1924-го по весну 1925 года волки зарезали 69 лошадей, 369 голов крупнорогатого скота, 1360 овец, 5 коз и 392 свиньи. 

Кстати, судя по цифрам, излюбленное лакомство для серых «гурманов» составляли именно овцы. 

Особо опасными волки становятся в тот момент, когда заболевают бешенством. А это чревато заражением после их укусов собак, далее по цепочке - других домашних животных и, наконец, людей. 

Именно по этим причинам люди объявляли волкам настоящие войны. В дореволюционные годы по статистике только в Нижегородской губернии истребляли до 7000 волков в год.

В советское время борьба с волками велась добровольными охотобществами и отделами охоты областных управлений сельского хозяйства. Например, в журнале «Охота и охотничье хозяйство» за 1957 год читаем кричащий лозунг «Истребляйте волков! Волки - бич животноводства». Сколько переколошматили волков в советские времена - неизвестно. 

И хотя волчьи шкуры ценились невысоко, за каждого убитого серого хищника советская власть выдавала охотникам премию, благо охота на волков была разрешена круглый год. Да и способов охоты на этих зверей было много: охота нагоном с флажками, охота облавой, травля борзыми, охота с гончими, охота на приваде и подкарауливание с поросенком. Также с целью поимки волков люди вырывали так называемые волчьи ямы, ставили капканы и самоловы. 

Подростка спасла гармонь 

Говорят, перед началом Великой Отечественной войны в Горьковской области появилось столько «серых разбойников»! И поэтому до сих пор старожилы северных районов Нижегородской области верят, что если в лесах появляется много волков - значит, непременно быть войне. 

Как-то марийский фольклорист Виталий Акцорин поведал нижегородскому учёному и журналисту Николаю Морохину удивительную историю о встрече с волками в годы Великой Отечественной. Однажды ночью, будучи ещё 15-летним пареньком, он возвращался домой с танцев из соседнего села с гармонью. Вдруг посреди поля подросток почувствовал, что за ним следом бредёт стая голодных волков. Но бежать было уже некуда! 

Волки подошли к нему, и единственное, что тогда пришло парню в голову, - снять с плеча гармонь и заиграть грустные марийские мелодии. Сначала одну, потом - другую. 

И тут произошло чудо! То ли волки оказались меломанами, то ли старинный марийский мотив подействовал на них, словно гипноз, но хищники встали как вкопанные и не посмели тронуть гармониста. 

Смотрите также: