Как трудились наши мастеровые предки

Фото: АиФ-НН

Нижний Новгород, 15 ноября - АиФ-НН

   
   

Руда из болота 

В X-XIII веках своего железа на Руси было мало, зачастую в средневековые города поступали полуфабрикаты - крицы, полученные после обработки руды. Готовые изделия с Запада или Востока продавались иноземными купцами на базарах или обменивались на меха. 

Между тем у наших предков была острая потребность «покупать нижегородское» - и экономия, и гарантия качества. А для изготовления собственных железных орудий требовалось много руды, притом такого качества, чтобы её варка происходила при особо низких температурах. Подходили для этого бурые железняки - болотная или дерновая руда, залегавшая на поверхности земли или на небольших глубинах. Такие отложения скапливались на корневищах болотных растений на дне водоёмов. Обычно её выкапывали. Также искали руду с помощью щупа и разрабатывали ломом или лопатой.

В одной из грамот середины XVII века есть данные о добыче болотной руды в 7 верстах от Макарьева Нижегородской губернии. В ней боярин Морозов отписал своему приказчику: «Посылал ты Ваську кузнеца смотреть за рекою Волгою, на реке Мозе (река Чёрная Маза. - Авт.), как делают железо Макарьевского монастыря крестьяне, а мастер у них села Лыскова крестьянин Петька Бобёр, а руда железная от монастыря вёрст семь, а емлют руду в болоте; а руды много...». 

Железные крицы и шлаки часто встречаются во время археологических раскопок на некоторых средневековых селениях региона. И если в культурном слое селища не находят сыродутных горнов, крицы и шлаки свидетельствуют о местном производстве железа. 

Металлургия на окраине  

Металлургическое производство в средневековой Руси  сосредоточено в сельских поселениях - кузнечные комплексы археологи находят на их окраинах или за их пределами. Так, в русском средневековом поселении XIII - начала XV века Ближнее Константиново-1 на окраине Нижнего во время раскопок под руководством археолога Николая Грибова обнаружен целый металлургический комплекс для получения и обработки железа. Нашли остатки двух ручных мельниц, которыми размельчали болотную руду, печь-домницу для варки железа сыродутным способом и пристроенную к ней кузнечную печь для термической обработки криц. Расчистили две кузницы для выковки металлических изделий. 

   
   

Благодаря найденным артефактам теперь можно кое-что узнать о средневековой нижегородской металлургии. Наши предки разрабатывали болотную руду с очень низким содержанием железа - всего 28-34%. После добычи сырьё выплавляли на месте разработки или доставляли на специальные комплексы к печам-домницам. Найденные кузнечные полуфабрикаты по содержанию металла  уступали готовым иноземным изделиям - ножам, топорам... 

Пока горячо

Более поздние письменные источники говорят, что средневековые кузнецы ковали крицы большими деревянными молотами на деревянных чурбанах или больших камнях. В известии XVIII века о сыродутных печах Устюжны-Железнопольской и последующей обработке крицы сказано: «Когда в горне скопится крица до одного пуда весом, меха убираются, грудь печи взламывается и (горячая. - Авт.) крица вытаскивается на плоский камень, на котором околачивается деревянной колотушкой, а затем разрубается топором». О проковке железа в горячем состоянии сразу после варки говорит и старинная поговорка: «Куй железо, пока горячо!» 

Но для сыродутного процесса варки железа металлургам была нужна более высокая температура плавления и большое количество углерода, а для этого требовалось хорошее топливо. На Руси это был древесный уголь (дрова запасали весной и всё лето сушили). 

Осенью прямо в лесу крестьяне выкапывали глубиной до 1 м и диаметром 2-3 м угольные ямы, помещали в них сосновые, еловые или березовые дрова и выжигали. Дрова должны были стать обугленными головёшками с несгоревшей сердцевиной. Ямный способ выкурки угля применялся в России до конца XVII века в крестьянской кустарной металлургии и даже  на заводах. 

Смотрите также: