Участница войны получила жилье через суд

 Нижний Новгород, 16 октября - АиФ-НН. В 2010 году жительница деревни Малая Мясиха Ветлужского района Александра Дмитриевна Соколова решилась встать на очередь на получение квартиры. Старенький домик, построенный ещё до войны, пришёл в негодность. Да и до центральной усадьбы колхоза, где работает аптека и магазины, добираться 1,5 километра.

   
   
Фото: из личного архива А.Д.Соколовой

 - Переехать бы в квартиру, поближе к цивилизации, - размышляла она. - Каждый год  перед Днём Победы по телевизору показывают, как ветеранам вручают сертификаты на покупку жилья. А я чем хуже? 

Межведомственная комиссия признала дом А.Д. Соколовой непригодным для проживания. Участницу войны признали нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставили на учёт. Весной 2011-го Александра Дмитриевна получила радостное известие из районной администрации - она в списке на получение сертификата. Пожилая женщина плакала от счастья!

- Но вот нашего соседа, тоже ветерана, в апреле 2011 года пригласили в местную администрацию оформлять документы на сертификат, а про маму Александру Дмитриевну - тишина, - рассказывает сын Владимир Соколов. - Поехал я в райцентр, а там равнодушно сообщили: в сертификате отказано. Почему? Тишина…

Узнав об отказе, Александра Дмитриевна тяжело заболела. Власти отказ так и не объяснили. 

- По совету знакомых я написал заявление в районную прокуратуру, - рассказывает Владимир Викторович. - Ведомство вмешалось, и только тогда выяснилось: мать снята с учёта по письму минсоцполитики Нижегородской области. 

- А. Соколова предоставила справку о службе во время войны в прифронтовом полку связи, который не входил в состав действующей армии, - объяснили в ответ на наш запрос свою позицию в минсоцполитики региона. - А по федеральному закону обеспечиваются жильём участники Великой Отечественной войны, принимавшие участие в боевых действиях. 

   
   

Связь с резидентом

Как выяснилось, на передовой с винтовкой Александра Дмитриевна и правда не воевала. В первые месяцы войны её призвали в армию и отправили в радиошколу. Затем Александра попала в секретную часть НКВД под Ташкент. Там она принимала шифровки из-за границы от советских резидентов - и днём, и ночью. 

- Мы должны были принять радиограмму и вписать полученные данные в журнал, потом данные уходили на расшифровку. 

Лишь в 1946 году больную малярией радистку Соколову отправили на родину. 

Вскоре она вышла замуж, стала воспитывать двоих детей, работала учителем в местной школе. Каждый год 9 Мая они с жителями деревни собирались у обелиска - почтить память погибших земляков. К юбилеям Победы она получала памятные награды и поздравления от руководителей страны, области и района, как все ветераны. Спустя 66 лет после окончания войны ей вдруг жёстко дали понять: к ветеранам она якобы имеет весьма условное отношение.

Ветеран? Докажите!

- Федеральный закон не делит ветеранов на «боевых» и «не боевых», - поясняет прокурор Ветлужского района Марина Тихонова. - В ходе судебного разбирательства подняты военные архивы. Районный суд установил, что Соколова всё же участвовала в боевых действиях и вправе получить жильё. В связи с преклонным возрастом участницы войны решение суда должно было быть исполнено немедленно.

Но минсоцполитки обжаловало решение суда Ветлужского района. Однако право пожилой участницы войны улучшить жилищные условия подтвердил и облсуд!

После нервотрёпок законные средства ветерану перечислены. Как сообщил нам сын Александры Дмитриевны, на эти деньги  куплена благоустроенная однокомнатная квартира в райцентре. И наша героиня готовится к долгожданному новоселью. 

Смотрите также: