Пытаясь спастись от войск хана Батыя, праведники города якобы обратились за помощью к пресвятой Богородице, которая спустилась с небес и накрыла Китеж чудодейственным покровом. Согласно легенде, с тех пор в озере тихим летним вечером виднеются отражённые в воде церкви и терема, а по ночам из-под воды слышен звон колоколов.
Доказать или опровергнуть легенду на протяжении многих лет до сих пор не удавалось никому - ни водолазам, ни историкам, ни археологам. До экспедиции, предпринятой нижегородскими археологами. Участник Ветлужской археологической экспедиции музея Нижегородского государственного университета Дмитрий Карабельников рассказал AиФ.ru подробности поисков легендарного города.
Вместо клада – сундуки
«AиФ-НН.ру»: -Дмитрий, почему для исследования выбрали именно Светлояр?
Д.К. -Мы совсем не планировали там что-то обнаружить. Нашей задачей была комплексная археологическая разведка Воскресенского района. Первые экспедиции на Поветлужье были снаряжены в мае 2011 года. Мы обследовали Бабью гору, где по преданию разбойница Степанида схоронила клад. Клада не нашли. А вместо монет и драгоценностей обнаружили в современных жилых домах окрестных сёл уникальные расписные сундуки для приданого.
Затем мы зафиксировали древнее поселение ананьинской культуры в старинном селе Троицком датируемое первыми веками до нашей эры. Небольшое русское поселение было обнаружено и в селе Безводное. А затем мы отправились искать Батыеву тропу, по которой монгольский хан с войском якобы шёл из Городца к Светлояру. Поиски, правда, оказались безрезультатными.
«AиФ-НН.ру»: -А что же было обнаружено на берегах Светлояра?
Д.К. - Давайте по порядку. Часть участников экспедиции пошли обследовать берега Люнды, а мы направились к Светлояру. Пошли по берегу озера, зачищать кротовники (в них могут быть самые важные артефакты – осколки глиняной посуды). Внимательно смотрим все обнажения на оврагах, по дорожкам и тропинкам. Андрей Пудеев решил подняться по склонам. Где-то через час он заявил: «Я тут Китеж нашёл!». И показал фрагмент средневековой керамики с примесью дресвы.
Больше мы на этом месте, к сожалению, ничего не нашли. Но затем поднялись выше по склону, обойдя часовню. И там, в зарослях малины, сразу обнаружили несколько таких же черепков.
На следующий день мы заложили археологический шурф площадью 8 кв.м. В течение нескольких дней на поверхность были подняты более 400 фрагментов керамики, а также кристальное огниво, фрагменты железных ножей и жернова. Найденный нами памятник был датирован второй половиной XIV-началом XV веков. Стало очевидно, что мы имеем дело с густонаселённым и богатым русским селищем, располагавшимся на Благовещенской горе, – с прообразом легендарного града Китежа.
На соседнем Успенском холме через полгода мы обнаружили следы средневекового поселения. Но культурный слой там значительно меньше. Если, по нашим предположениям, на Благовещенском холме люди жили 50-70 лет, то на Успенском 5-10 лет. Возможно, как раз с этой горы они и переселились на Благовещенский холм.
«AиФ-НН.ру»: -Недавно на светлоярских склонах прошли масштабные археологические раскопки. Каковы их результаты?
Д.К. - Кстати, это были первые за 40 лет полноценные раскопки на Светлояре. Мы привлекли местных школьников, приехали также молодые нижегородцы, интересующиеся историей. Была вскрыта и исследована территория площадью 56 кв.м. Найдено более 1000 фрагментов глиняной посуды, два средневековых перстня, обломок бронзового мужского браслета, три креста-тельника, кованые гвозди, швейная игла, лировидная мужская пряжка, строительная скоба, фрагменты ножей и бритвы, и даже часть навесного замка с частью ключа. Кстати, там мы также обнаружили керамику и орудия труда эпохи бронзы, это доказывает, что люди на Светлояре жили 3500-4000 лет назад.
Легенды и реальность
«AиФ-НН.ру»: -А остатки белокаменных палат не удалось обнаружить?
Д.К. -К сожалению, нет. По результатам раскопок можно сделать вывод, что это было большое деревянное средневековое русское поселение. Авторами красивой легенды вполне могли стать первые поселенцы села Владимирское. Скорее всего, они стали находить старинные предметы быта, орудия труда и украшения. Народная молва связала остатки поселения с легендарными временами Батыева нашествия, а также «поместила» в сказания святого князя Георгия Всеволодовича, якобы погибшего при защите города, и антигероя Гришку Кутерьму, приведшего к городу монголов. А затем эти рассказы передавались из поколения в поколение, обрастая всё новыми подробностями.
«AиФ-НН.ру»: -Так что же, на ваш взгляд, случилось с градом Китежем?
Д.К. -Это остаётся загадкой. Предполагаю, что это средневековое поселение стоящее на крутом холме, подверглось оползню, и часть домов могла действительно оказаться под водой. Возможно, как раз после этого люди переселились в более удобное место.
«AиФ-НН.ру»: -Сколько было экспедиций на Светлояр ранее? Почему же град Китеж не удавалось найти вашим предшественникам?
Д.К. -В 1968 по 1971 год в этих местах велись раскопки экспедицией с участием московского археолога Татьяны Макаровой. Но в три археологических шурфа не попал ни один фрагмент средневековой керамики. Почему? Загадка!
Смотрите также:
- Нижегородские археологи нашли место, где древние язычники общались с душами предков →
- Арзамасский птеродактиль не доехал до Кунсткамеры? →
- Нижегородскую область заселили 7000 лет назад →