Птиц нижегородского резчика воробьи принимают за своих

Фото: АиФ-НН

За что убили птицу?

Всё детство Евгений Германович провёл в глубинке, в Лыскове, где у родителей был свой дом. Мальчишкой днями пропадал в лесу и знал его, наверное, до травинки. Однажды, лет в 8, Женя вырезал из найденной коряжки журавля: в куске дерева он различил что-то лёгкое, живое. Одноногий, кривенький журавлик был его первой птицей.

   
   

- В нашей семье и дед, и отец были художниками, - рассказывает Е. Емельянов. - Дед до Великой Отечественной работал столяром-краснодеревщиком. У отца любимым занятием была живопись: он отлично писал маслом. Я увлекался резьбой: по дереву, камню, а также чеканкой, живописью, шкатулки любимым дарил. Чем ему только не предлагали заниматься: картины на заказ, изготовление подарков, и даже разработка дизайна визиток.

Идея создавать из дерева птиц появилась не сразу.

- Как-то я зашёл в охотничий магазин и увидел чучело, - вспоминает художник. - Мне так грустно стало - и потому, что сделано было плохо, и потому, что ради этого птица погибла. Все чучела, что хорошие, что плохие - это трупы, которые потом у кого-то дома стоят. Я понял, что если хотя бы одна моя деревянная птица спасёт одну живую, это будет уже хорошо. Да, может быть, наша планета погибнет через миллиарды лет, и здесь всё исчезнет. Но сейчас - пусть живут.

Замерли на секунду

Вырезая птиц, Евгений Германович преследует амбициозную цель: сделать их настолько похожими, будто они на самом деле живые, просто замерли на секунду. Всё, что нужно для чуда, - кусок мягкой липы, резцы, морилка и акварельные краски. Творения Емельянова тест на «натуральность» не раз прошли - и людьми, и самой природой.

- На выставке, видя моих птиц, люди начинают посвистывать, а потом, понимая, что те не реагируют, приглядываются, - смеётся художник. - Однажды мой друг, заядлый охотник, увидев у меня дома на стене поползня, спросил, как я его приручил. А узнав, что он ненастоящий, уточнил, куда я стрелял, чтобы не испортить тушку…

Кошки на этих существ с азартом бросаются, выслеживают и даже ловят… натыкаясь на твёрдое дерево. Однажды Евгений Германович решил подшутить над живыми крылатыми. Выставил на Покровке своего воробья, припорошив подставку снегом. 

   
   

- Слетевшиеся вокруг воробьи, окружив фигурку, устроили целый «совет». Голуби, оглядываясь, внаглую воровали у него крошки. А ворона, сидевшая сверху на ветке, долгим протяжным карканьем пыталась его, деревянного, напугать, - вспоминает мужчина.

В другой раз на выставке в Москве, посвящённой 100-летию канарейки, Евгений Германович встретился с авторитетным исследователем этой породы птиц… и разругался с ним в дым. Профессор, за свои годы сполна повидавший канареек, не мог поверить, что и глаза, и клюв, и даже перья у этих маленьких жёлтых птичек… из дерева!

- Я долго простукивал тельце карандашом, пытаясь убедить его, что это не чучело, - смеётся художник. - И только потом осознал, что его гнев и неверие - большой комплимент моей работе.

Уроки юных натуралистов

Секрет «живости» птиц Е. Емельянова, наверное, не только в биологически точном воспроизведении размеров, особенностей формы тела и нюансов окраса, характерных для птиц средней полосы. Есть ещё характер и особая птичья пластика, которую в журнале или в Интернете просто не заметишь. В детстве Евгений Германович невольно учился у природы наблюдательности. А став взрослым, досконально изучил природу нашей средней полосы. Недаром он сегодня входит в Союз охраны птиц России. Видя летящую птицу, за секунду определит не только породу, но даже то, самец это или самка.

- Нужно быть просто внимательным, тогда о нашей природе много интересного узнаешь, - считает он. - Даже у простого городского воробья есть свои секреты. К примеру, чем больше у самца пятнышко на грудке, тем круче он считается в своём окружении.

Своими знаниями художник с удовольствием делится. Особенно благодарными слушателями и натуралистами оказываются дети. Но один познавательный разговор с Емельяновым может изменить и мнение взрослого.

- Часто случалось: через месяц, год люди снова приходят ко мне на выставку и рассказывают, сколько нового узнали о той или иной птице, - говорит он. - А я рад, потому что, поняв, насколько нужный и полезный вот этот конкретный вид, человек не причинит ему вреда. Поверьте, нет в природе ничего бесполезного.

Здесь будет лес

Дом Емельяновых находится в Починковском районе. Соседи, каждый год пашущие свой участок под картошку, Евгения Германовича не совсем понимают. Он все свои 50 соток засадил… молодым лесом. То тут жёлуди посадит, то там чахлую берёзку прикопает.

- У меня таких посадок - целый список, - говорит Евгений Емельянов. - В лесу хожу весь обвешанный: телефон с диктофоном, фотоаппарат, ножи, рюкзак с топориком, бинокль на груди. У меня у телефона сейчас хороший динамик: птицы, услышав родной клич, ближе слетаются. А мне только это и нужно.

Смотрите также: