Внезапно чёрное небо и тягучее ощущение близкой воды разрывает многоголосый, мелодичный, радостный звон. Это ученики-звонари повторяют свою необычную «азбуку».
Возрождая из пепла
Школа колокольного искусства существует в нашем городе с 2008 года. В начале 2000-х в Нижнем стали появляться новые храмы, а при них - колокольни. Да только звонить в них никто толком не умел…
- Колокола приходят на Русь практически с момента Крещения: в 1100-х годах они уже есть в Киеве, Новгороде и других крупных городах, - рассказывает Алексей Пестрецов, директор Нижегородской школы колокольного искусства. - В начале XX века, наверное, в самой захудалой деревеньке была своя колокольня. Но с приходом советской власти практически все они были уничтожены - вместе со звонарями и мастерами, отливавшими колокола.
- В Нижнем возрождение старинного искусства было начато по инициативе архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия. Преподавательский и организаторский опыт заимствовали у коллег из Ярославля.
- Школ, подобных нашей, немного. Они есть в Питере и Москве, Ярославле, Екатеринбурге и Самаре. А в целом только в крупных региональных центрах, - добавляет Пестрецов.
«Малыш» и благовестник
За относительно небольшой срок существования нижегородской школы было выпущено порядка 60 звонарей. Это люди и из городских, областных приходов, и из других областей: Мурманска, Краснодара, Иркутска. Есть и просто верующие, занимающиеся по своей инициативе. Среди них -студенты, служащие, бизнесмены. Курс обучения - интенсивный и длится около 2,5 месяца.
- У наших звонарей много практики: каждый день, кроме субботы и воскресенья, - отмечает директор. - Теории не меньше.
В учебную программу входит литургика (смысл, назначение разных церковных служб), устав церковного богослужения (порядок службы и, соответственно, звонов), кампанология (наука о колоколах) и так далее.
В учебной звоннице при соборе Александра Невского - семь колоколов. Это своего рода база, поскольку набор колоколов на самом деле может быть иным. Чем больше колоколов и чем разнообразнее их вес, тем богаче, разнообразнее звон. Колокола подбираются не столько по тону, сколько по весу. По правилам, вес каждого последующего должен быть примерно в два раза больше.
- У колоколов есть названия, - объясняет Алексей Пестрецов. - Самые маленькие - зазвонные. Их может быть 2-4. Средние - альтовые или подзвонные (число не ограничено). Большие - басы, или благовестники (их всегда 1-3).
Во время звона задействованы обе руки и даже ноги (ими нажимают педали, приводящие в движение большие колокола). В зависимости от службы используется свой благовестник. В Пасху звонит самый большой.
Укрытый монахами
Колокола отливают из колокольной бронзы - сплава меди и олова в пропорции 4:1. Что касается музыкальных качеств, то дело, однако, не только в металле. Большую роль в качестве, тоне звона играет форма колокола, материал, из которого делается форма, скорость заливки металла и так далее. Старинный и современный колокола, внешне одинаковые, всегда будут звучать по-разному.
- Раньше колокольных заводов не было. Существовали бродячие мастера, которые ходили от храма к храму. Перед колокольней выкапывали большую яму, в ней делали форму, в которую заливали металл, - говорит педагог. - В 1990-е, когда стали возрождать колокольное мастерство, практически не было людей, сохранивших о нём знания. За исключением, наверное, монахов Троице-Сергиевой лавры.
Самые старые звонницы - в Московском Кремле (колокольня Ивана Великого, но там не было полноценного звона с 20-х годов), в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре в Псковской области (уникальная звонница, колокола для которой собирали столетиями), в Троице-Сергиевой лавре (Московская область) и в Ростове Великом (Успенская звонница, колокола XVII века отливки). У нас старинные колокола - в Староярмарочном соборе. Они неместные, в разное время привезены из разных районов области.
Звон под настроение
У звонарей нет специальной партитуры, как нет и специальных нот для записи колокольной мелодии. Способ звона, связанный с озвучиванием определённой мелодии, не актуален.
- Особенность колокольного звона заключается в том, что в момент удара слышно не один тон, а сразу несколько. Они изменяются, смешиваются друг с другом, сменяют друг друга... Чем больше колокол, тем это очевиднее: есть основной тон, к которому примешиваются красивые, сочные оттенки, - говорит Алексей Пестрецов.
Техническая основа звона - ритм, с учётом тембра колоколов и темпа звона.
- Темп должен быть не быстрее обычного человеческого шага, - добавляет педагог. - Джазовые композиции на колокольне, конечно, тоже можно сыграть. Но это… не то.
Духовная основа звона - молитва, а уже затем импровизация, настроение человека.
- Мы всегда говорим ученикам: колокольный звон должен призывать человека в храм, призывать его к Богу, - рассказывает Алексей Пестрецов. - Наверное, поэтому при советской власти звон был запрещён одним из первых - в отличие от других средств церковной проповеди, он выходит далеко за границы церковной ограды. Будучи директором школы, я всегда радуюсь, что среди учеников нет тех, кого заставляют учиться. Я считаю, что людей притягивает не столько музыкальный инструмент, сколько духовная сила, энергетика, очарование колокольного звона.
Смотрите также:
- Иван Катрунов: «Танцы несут людям мир и гармонию» →
- У православных начался Великий пост (28.02.2012) →
- Делать добро стало проще →