Нижегородские памятники могут сохраниться только на фото

   
   

Как спасти старинные здания от уничтожения? Накануне Международного дня памятников «АиФ-НН» решил обсудить это с историками, краеведами, археологами, представителями власти и общественности.

Массовое исключение

Осталась без попечительства государства кирпичная башенка на улице Пушкина с небольшой частью стены - остатком старообрядческого скита, где был похоронен известный в XIX веке купец и меценат Бугров. Лишена статуса памятника и паровая мельница Дегтярёва - единственный мельничный комплекс XIX века в черте Нижнего Новгорода, дошедший до нас в целости. Потеряли статус и дом Евлановых на Большой Печёрской - архитектурный шедевр первой четверти XIX века, и полностью сохранившаяся усадьба Соколовой на Ошарской, 10, построенная также в XIX веке.

- В большинстве это выявленные объекты культурного наследия, которые находились в так называемом листе ожидания для включения в реестр памятников, - пояснил Игорь Петров, заместитель руководителя Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области. - В таком подвешенном состоянии они были более 10 лет, и бесконечно это продолжаться не могло. Мы провели работу по уточнению историко-культурной ценности этих объектов - и оказалось, что соответствующих документов просто не существует. Если же такие документы обнаружатся, мы обязательно снова включим здания в перечень памятников.

Но историки недоумевают: неужели паспорт объекта культурного наследия, который есть на усадьбу Соколовой, и мемориальная доска, подтверждающая, что в этом доме жил Герой Советского Союза Иван Якушенко, не являются вескими основаниями?

- По закону госоргану даётся год на постановку в реестр памятников или отказ, - не скрывает удивления и Дмитрий Мусин, руководитель Приволжского управления Росохранкультуры. - За эти годы можно было бы провести эту процедуру неоднократно.

- По странному совпадению, на месте снятых с госохраны зданий уже запроектированы новые объекты, - расставила точки над «i» Ирина Фуфаева, председатель правления экологического объединения «Зелёный мир». - Есть документальное доказательство, что на месте усадьбы Соколовой планируется построить торговый центр, готовы проекты застроек на месте всем известного «дома с резьбой» по адресу: Ковалихинская, 28, и на месте дома купцов Бурмистровых по адресу: Новая, 46а.

   
   

А вы общественность спросили?

Избежать такой ситуации можно было бы, если снятие и постановка памятников на учёт проводились гласно, после общественных слушаний, уверены историки и краеведы.

- Пора определиться с границей исторической части города, внутри которой любые изменения могут вестись только с согласия общественности, - считает Фёдор Селезнёв, завкафедрой истории России и краеведения истфака ННГУ. - Назрела необходимость создать общественную комиссию при городской Думе.

- Никто не отменяет и общественные экспертизы, - добавляет Алексей Давыдов, член совета Нижегородского общества охраны памятников истории и культуры.

Награда за хлопоты

Кстати, многие дома-памятники, включённые в реестр, находятся в удручающем состояние. Денег на их содержание ни у региональных, ни у федеральных властей нет.

- Сохранить уникальные здания и поддерживать их можно за счёт собственников, - уверен Игорь Петров. - Для этого нужно компенсировать им затраты на ремонт и содержание дома.

Правда, и это предложение упирается в дополнительные расходы из регионального бюджета.

Пока же владелица дома купцов Бурмистровых Лидия Давыдова-Печеркина, содержащая дряхлеющее родовое гнездо за свой счёт, не может добиться от областных чиновников присвоения дому статуса памятника. Причём на руках у неё - выводы экспертизы Министерства культуры РФ!

Об археологах не вспомнили

Любопытно, что накануне Международного дня памятников в Нижегородском кремле при аварийной ситуации с ливнёвкой был несанкционированно раскопан Ивановский съезд. Вызвать археологов коммунальщики даже не подумали. Варварски разрыта была старинная деревянная мостовая, которая связывала Нижний и Верхний посады с момента основания города. О незаконных раскопках чиновникам от культуры удалось узнать благодаря бдительности историков.

Смотрите также: