В преддверии Дня потребителя на вопросы наших читателей в пресс-центре «АиФ-НН» ответили Нина Цветкова, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области (на снимке слева), и Татьяна Печинкина, специалист по защите прав потребителя Центра гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области (на снимке).
Накурено и холодно
Можно ли заставить водителей маршруток не курить за рулём?
Ольга Александровна,
Нижний Новгород
- По федеральному закону «Об ограничении курения табака» (от 10 июля 2001г. №87-ФЗ) запрещается курение табака на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте и на воздушном транспорте. Но, к сожалению, в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) РФ отсутствует статья, предусматривающая административную ответственность за такое правонарушение. Контроль за работой транспорта осуществляют министерство транспорта Нижегородской области и департамент транспорта Нижнего Новгорода. В договорах об оказании перевозок министерство вправе прописать требования к транспортным предприятиям, которые выбираются сейчас на конкурсной основе.
В любом случае потребитель может обратиться в министерство транспорта Нижегородской области и департамент транспорта Нижнего Новгорода. В заявлении нужно указать номер маршрута и государственный регистрационный номер автобуса, желательно название транспортного предприятия или ИП.
Существуют нормативы: какая должна быть температура в салоне автобуса, обслуживающего городские линии? Этой зимой, когда на улице было -30 градусов, в салоне больших автобусов ЛиАЗ было невыносимо холодно, в отличие от маршруток.
Наталья Елисеева,
Нижний Новгород
- Этой зимой в наше управление поступало немало таких жалоб. Но, к сожалению, в санитарных нормах нет требований, какой должна быть температура в салоне автобуса - в отличие, к примеру, от наших квартир. В Уставе автомобильного пассажирского транспорта прописано, что условия перевозок должны быть безопасными и комфортными. Но комфорт - понятие субъективное.
Управление Роспотребнадзора разработало методические рекомендации и довело их до сведения транспортных предприятий, хотя нормы, закреплённые в рекомендациях, не носят обязательного характера и не дают права привлечения к административной ответственности. После жалоб мы обратились к компаниям-перевозчикам. Подчас руководители компаний даже не знают, что их водители экономят топливо и не включают печку в автобусе. После нашего обращения ситуация на некоторых маршрутах изменилась в лучшую сторону.
Больничный терминал
С недавнего времени в больнице № 38 появился терминал для оплаты, в частности услуг, оказываемых в учреждении. Терминал сдачи не выдаёт, зато очень хорошо берёт комиссию (10 руб. от платежа до 1000 руб. и 1% свыше 1000). Предлагается сдачу переводить на телефон, но и с этой операции берётся комиссия. Кроме того, в аппарате может закончиться бумага, и тогда факт оплаты ничем подтвердить нельзя. Законно ли подобное нововведение? Ведь оно не оставляет потребителю никакой альтернативы. И как можно изменить ситуацию?
Иван, Нижний Новгород
- Если есть возможность оплатить оказанные услуги через кассу, в факте существования терминала нет ничего криминального. Но если это единственная форма оплаты, тогда можно квалифицировать как навязанную услугу. По закону «О защите прав потребителей» запрещается обуславливать оказание одной услуги другой. Вы можете обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, мы дадим правовую оценку договору об оказании платных медицинских услуг данным лечебным учреждением. Установленные в договоре формы оплаты не должны противоречить действующему законодательству.
В любом случае использование терминала должно быть лишь одним из вариантов внесения оплаты. С другой стороны, неправильно заставлять людей сдачу переводить на счёт сотового телефона. К примеру, у граждан может просто не быть мобильного телефона. Кроме того, для многих терминалы в новинку. Поэтому часто люди могут направить деньги на другой счёт. В этом случае при возврате денежных средств чек и будет являться документом произведённой операции. Помните, если на терминале не указано, кому он принадлежит, адрес и контактная информация, это нарушает права потребителя.
Костюм не к лицу
Я купила костюм, дома примерила и поняла, что вещь мне не подходит. Когда продавец должен вернуть мне деньги? Часто просят прийти вечером - дескать, выручки нет. Либо предлагают подождать 10 дней, пока костюм не продастся. Разве это законно?
Татьяна Фёдоровна,
Нижний Новгород
- По закону «О защите прав потребителей» (статья 25), если непродовольственный товар не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру, комплектации, вы можете его обменять в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Условия обмена - чтобы товар не был в употреблении, сохранён его товарный вид, потребительские свойства, фабричные ярлыки, а также товарный или кассовый чек. Если обменять покупку на аналогичный товар не получается, продавец должен вернуть покупателю деньги в течение 3 дней. За это время магазин уж точно сможет накопить выручку, чтобы рассчитаться с покупателем.
Карта к модему
Я купил в магазине 3G-модем. Менеджер уверил меня, что там, где я живу, есть сеть и у меня будет скоростной Интернет. Но, приехав домой, я обнаружил, что модем «не ловит». В магазине деньги не возвращают, объясняя это своими внутренними инструкциями.
Игорь, Кстовский район
- По Перечню, утверждённому постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (редакция от 27.01.2009), возврату или обмену не подлежат технически сложные товары, к которым и относится ваш модем. Здесь ни при чём внутренние инструкции.
Имейте в виду
Если вы считаете, что вам продали товар ненадлежащего качества, прежде всего обратитесь в магазин и напишите на имя руководителя претензию в 2 экземплярах, приложив копию чека в доказательство совершения покупки. На вашем экземпляре представители магазина должны расписаться, что приняли у вас товар и претензию. Администрация торговой точки должна ответить вам в течение 10 дней или 20 дней, если требуется экспертиза. Если ваши требования не выполнены или сроки ответа, установленные законодательством, нарушены, вы вправе обратиться в Роспотребнадзор.
Смотрите также:
- Жалуйтесь по правилам. Как потребителю выиграть суд у продавца →
- Куда пожаловаться на продавца? →
- Право на претензию →