Однако ещё в XIX веке, если не раньше, учёные, а среди них первые фотографы, изобрели способ создания снимков объёмных, как в реальности. Этот вид фотосъёмки назвали стереофотографией.
Двуглазый фотоаппарат
Стереоаппараты - специальные технические устройства для создания стереофотографий, - как двести лет назад, так и сегодня имеют не один, как у обычных фотоаппаратов, а два объектива. Они создают соответственно не одно, а два изображения, воспроизводя ситуацию так, будто мы видим её отдельно левым и правым глазом.
Отпечатанные «левый» и «правый» снимки располагались рядом, в соответствии с физиологией человека на расстоянии 64 мм друг от друга (расстояние между зрачками глаз). На «двойные» фотографии смотрели через специальный стереоскоп: аппарат с линзами, расположенными под углом 45o, благодаря которым получалось одно объёмное изображение.
- Нижегородец Андрей Осипович Карелин, известный русский фотограф, активно использовал стереоэффект при создании фотографий, - говорит Вера Тарасова, директор Русского музея фотографии. - В то время Карелин был единственным в России фотографом, который делал «объёмные» снимки в большом формате (30х40, 40х50 см).
Карелин снимал обычным фотоаппаратом, но два раза. Один негатив был более светлым, другой - более тёмным (так же, по-разному, видят левый и правый глаз). Затем негативы склеивались, и фотографии печатались с общего «двойного» негатива. В получавшихся изображениях не было искусственной резкости обычных фотоснимков. Они были более мягкими, пластичными, живыми, объёмными, приближёнными к живописи.
После Карелина, однако, эта технология не приобрела популярности. Может быть, потому, что такая работа была слишком кропотливой, сложной по сравнению с обычной фотопечатью. Чтобы сделать два одинаковых снимка подряд, объект съёмки (обычно живой человек) должен быть сидеть абсолютно неподвижно в течение определённого времени. Но даже минуту мог выдержать не каждый.
- Стоило человеку пошевелиться - всё шло насмарку, - рассказывает директор музея. - Приходилось повторять два, три, пять раз. Каждый из этапов создания фотографии занимал массу времени. Стоит лишь заметить, что негативы Карелин печатал на стекле, и ,чтобы склеить их, нужна была невероятная точность и кропотливость. Фотографии делались на бумаге, в состав которой в то время входили серебро, золото и платина. Процесс был не только рудоёмким, но и весьма дорогостоящим.
Волшебство 3D
С развитием фотографии и производство стереоснимков стало более дешёвым и простым делом. В Русском музее фотографии есть изображение Новосибирска, которое сделано уже без процесса создания негатива. Теперь для просмотра стереофото не нужен стереоскоп, достаточно надеть стереоочки с синим и красным стёклышками. А вот в экспозиции нижегородского фотографа Андрея Голубева много фотографий, основанных на принципе перекрёстного стерео, которое не требует и очков. Человек достигает стереоэффекта, особым образом глядя на фотографию (сводя глаза и фокусируя их на изображении).
Осенью в Нижнем Новгороде проходила выставка ещё одного нижегородского «стереофотографа» - Алексея Краева. Он создаёт стереофотографии в формате «анаглиф». Анаглиф - способ получения стереоэффекта при помощи цветового кодирования изображений, предназначенных для левого и правого глаза. При взгляде на фотографию, которая в реальности кажется просто некачественным, смазанным отпечатком, каждый из глаз воспринимает изображение, окрашенное в цвет, соответствующий цвету светофильтра в очках. В итоге получается объёмная красивая картинка.
- Два года назад я сам разработал и сконструировал свой первый аппарат для стереосъёмки, - рассказывает фотохудожник. - Вопреки всем страхам, устройство, которое я собрал из двух новых фотокамер, заработало. 3D-фотография меня просто заворожила. Несмотря на то что процесс получения изображения в 3D-формате кропотливее и сложнее, чем при обычной фотосъёмке, возвращаться к плоским фотографиям мне уже не хочется.
Смотрите также:
- Оформление дизайна интерьера в готическом стиле →
- Открылась выставка Виолетты Лангас →
- Цианотипия - мир в синей гамме →