Деревня Борковка попала в огненный шторм, за вечер он уничтожил несколько окрестных селений.
За свои дома жильцы деревни боролись до последнего. Семья Шароновых - отец и младший сын - из огня выбрались чудом. А дом сгорел.
Огненный дождь
Двухэтажный дом с баней, двором и двумя гаражами Шароновы строили с 1993 года. В 2001 году переехали из Выксы в Борковку на постоянное жительство. Дом был почти готов: осталось только сделать перекрытие между этажами и зарегистрировать строение как недвижимость…
Пожар перечеркнул все планы. Здание, куда отец и сыновья годами вкладывали силы и средства, превратилось в груду обломков…
В день пожара Александр Шаронов, старший сын, помогал эвакуироваться другу, жившему в соседней деревне Тамболес. Пока дом не загорелся, ребята выбрасывали вещи на улицу. Над лесом кружил Бе-200, сбрасывая воду.
- Внезапно поднялся сильный ветер. Даже дверь было невозможно закрыть, - рассказывает молодой человек. - С ветром пришёл огонь - он мигом окружил соседнюю Борковку. Я рванул домой…
Жители Борковки предполагали, что пожар может подойти к деревне: район горел с начала июля. Днём 29 июля заброшенное поле рядом с деревней перепахали на собственных тракторах. Кто-то собрал вещи и уехал в Выксу, кто-то ждал до последнего: машины нет, бежать некуда. Надеялись, что дома у огня удастся отбить.
Они потеряли всё…
- Мы с братом рассчитывали на низовой огонь, - рассказывает Александр. - Приготовили лопаты, вёдра, бочки с водой, чтобы спасти дом… Но пламя пришло с неба…
Видя подступающий огонь, они погрузили в старенький уазик всё, что попалось на глаза - документы, вещи. Думали, съездят в Выксу и вернутся снова. Когда с работы приехали родители, соседние дома уже начали гореть - сверху. Из-за дыма видимость стала почти нулевой…
- В потоке машин, ехавших в Выксу, мы неожиданно встали, - вспоминает Шаронов. - Машина сломалась…
Их спас пьяный мотоциклист
На попутке отец и младший брат вернулись в деревню. От жара было невозможно дышать. Дом уже вовсю пылал: казалось, пламя просто перепрыгивает с кирпича на дерево. В загоне заживо горели козы, кролики, куры, индюки… Утки спрятались в маленьком прудике, вырытом ребятами для купания.
- К этому времени все уже давно разъехались, побросав свои дома, - говорит Александр. - Папа с братом стали поливать дом и землю возле него водой. Но это не помогало: горящая щепа сыпалась сверху, на крышу, и обжигала им руки…
Поняв, что бороться бесполезно, они попытались выбраться из огня, он окружал мужчин с трёх сторон: соседний дом и часть улицы были объяты пламенем. Оставалось только бежать в поле, теряя последние силы… Но и там было негде укрыться. Спаслись просто чудом.
- Отец сказал потом: останься мы на минуту дольше - сгорели бы заживо, - добавляет Шаронов-сын.
В критический момент Шароновы услышали рёв двигателя. По полю ехал мотоциклист, причём нетрезвый. «Вас подвезти?..» - спросил он…
- Если бы их спаситель не был пьян, отец с братом бы не выбрались, - говорит рассказчик. - Пьяный не побоялся проехать прямо сквозь огонь, с пассажирами за спиной. Нормальный человек на это просто неспособен…
В это время сам Александр Шаронов вместе с другом на его машине пытался пробиться обратно в деревню - думали, отец и брат ещё там.
- Пожарные нас просто не пропустили, - рассказывает парень. - Даже там, где они стояли, от высокой температуры краска на пожарной машине пошла пузырями…
На счастье, отец и сын вернулись к уазику сами. В тяжёлом состоянии их срочно доставили в пункт «скорой помощи». Сейчас они лечат ожоги лица, рук и ног в Выксунской больнице.
Люди без прошлого
Шароновым в каком-то смысле повезло: в Выксе у них две квартиры, которые отец по окончании строительства дома планировал отдать сыновьям. Обе, правда, были абсолютно пустыми: бытовая техника, посуда, одежда - всё сгорело. Но это лучше, чем остаться совсем без крова.
- Радует, что даже в такой тяжёлой ситуации погорельцев никто не бросил, - говорит Шаронов. - Народ, который насмотрелся на ужасы пожаров вживую, нёс на пункты приёма гуманитарной помощи всё что мог - от вещей первой необходимости до постельного белья.
Помогали и родственники, и коллеги по работе, и просто знакомые. Сейчас основная проблема - восстановление документов на земельный участок и строения.
- В Выксунской администрации говорят: раз мы в этом доме не прописаны, значит, не имеем права на денежные выплаты, - недоумевает Шаронов. - Хотя мы прожили здесь почти 20 лет, нас в деревне каждая собака знает. Мы ходим в том, в чём уехали из деревни…
Документальные подтверждения того, что жилой дом действительно был, дала поселковая администрация. Теперь это нужно доказать местной администрации, из-за халатности которой, не исключено, этот дом и сгорел…
На пепелище Александр вернулся на следующий день. От дома, в котором родители планировали жить на пенсии, остались только обгоревшие деревяшки и кирпичная кладка. Она становится крошкой, стоит только прикоснуться. Маленький садик превратился в пепел. От забора остался покорёженный, почерневший лист железной обивки.
- У нас даже фундамент полопался, - говорит Шаронов. - Так что дом придётся отстраивать заново, полностью.
К сгоревшим домам возвращаются и соседи. Они разбирают вещи, сдают в утиль металл, чтобы выручить какие-то деньги. Большинство сейчас расчищают площадки, в ожидании приезда строителей. Милицейский патруль курсирует по деревне, отпугивая мародёров.
Вспоминая пережитое, Александр Шаронов с благодарностью говорит о работе МЧС.
- Знаю, что они не спали сутками, почти не отдыхали, - говорит парень. - Видел, как, выходя из огня, спасатели бросались на землю, и их поливали водой… Спасибо вам, ребята!
В ТО ЖЕ ВРЕМЯ
Таксисты нагрели руки
На чужом горе наживались некоторые местные таксисты. 29-30 июля, когда бежавшие от огня жители звонили в такси беспрерывно, «короли дорог» - не за близкую опасность, не за расстояние, а просто из жадности - поднимали цену втрое-вчетверо. Если средняя поездка по Выксе и пригороду в «мирное» время ограничивалась ценой в 50 рублей, то, чтобы убежать от огня, нужно было раскошелиться. Так, мужчина, пытавшийся вывезти свою семью - жену и маленьких детей - из горевшего села, заплатил за проезд 200 рублей, и водителя ещё пришлось уговаривать… «Машины нет - плати», - ответил таксист.
Телеграммы сочувствия
«Мы готовы объединиться, чтобы помочь тем, кто сегодня оказался в трудной ситуации. Выражаем глубокие соболезнования семьям погибших, разделяем вашу боль и готовы оказать посильную помощь пострадавшим».
Президент Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров
«В этот трудный час мне хотелось бы выразить свою солидарность семьям, затронутым этой катастрофой. Французский народ сочувствует России и жителям Нижегородской области в этих трудных обстоятельствах».
Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в России г-н Жан де Глиниасти
Помогите погорельцам
Для оказания материальной помощи пострадавшим от лесных пожаров открыт специальный расчётный счёт:
Получатель: министерство финансов Нижегородской области (министерство социальной политики Нижегородской области, лицевой счёт 406005010010)
ИНН: 5260250234
КПП: 526001001
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области
Расчётный счёт: 40603810800003001174
БИК Банка: 042202001
Назначение платежа: оказание помощи для пострадавших от лестных пожаров».
Именно этот счет является основным для оказания помощи.
Смотрите также:
- Призвание - спасать людей. В Нижнем Новгороде есть династии огнеборцев →
- Экстремальные роды →
- В огонь за братом →