И снова мушкетеры. Новый д’Артаньян моложе Боярского и умеет делать сальто

"Три мушкетера" начинают шествие по кинотеатрам © / Эльфия Гарипова / АиФ-Нижний Новгород

Нижегородцы одними из первых смогли побывать на премьерном показе в “Синема Парке” новой приключенческой ленты «Три мушкетера», снятой актером и режиссером, в прошлом «гардермарином» Сергеем Жигуновым. Еще в прошлом году, когда фильм только снимался, режиссер отдавал себе отчет в том, что его мушкетеров будут сравнивать с киноверсией Юнгвальд-Хилькевича, знакомой всякому с детства. Жигунов в многочисленных интервью подчеркивает, что в работе он не отталкивался от советской музыкальной версии, а снимал свою картину в совершенно другом жанре, где д’Артаньян и мушкетеры не поют и не танцуют, зато гораздо моложе и больше соответствуют духу бесшабашных приключений юности, которым пронизано произведение Дюма.

   
   

Жигунов снял 10-й серийный телевизионный сериал, который, если судить по двухчасовой прокатной версии, выдержан в классической манере исторического костюмного приключенческого киноромана. Прокатный вариант, несмотря на некоторую очевидную сжатость, радует отсутствием новомодных спецэффектов, унылых телегэгов в стиле камеди всех сортов, своевольного жонглирования авторским сюжетом. При этом новые «Три мушкетера» с бережной тщательностью помогают воплотиться на экране тем героям, которых читатели представляли если не точно такими, то  очень похожими.

Герои классически дерутся на шпагах, старомодно целуются, и за все время просмотра фильма никому не приходит в голову заскучать, потому что нам не показывают, как на макрокадре в голливудском стиле, кончик шпаги распарывает плоть и из нее брызжет кровь. Наконец-то нам не надо притворяться, будто бы мы верим, что перед нами восемнадцатилетний юнец из Гаскони. Усы Боярского и его пение оставили неизгладимый след в сердцах нескольких поколений зрительниц, но все же принять взрослого мужчину за наивного гасконца можно было, только понимая условия игры: это мюзикл по мотивам произведения Дюма, слушайте хорошие песни в исполнении любимых артистов и наслаждайтесь концептуальной условностью происходящего. Спору нет:  это было по-своему хорошо.

С другой стороны, за те 35 лет, что прошли со времени создания «Мушкетеров» Хилькевича, зрители уже наелись всяческой условности, концептуальности, перфомансов и художественных инсталляций. Жигунов чутко уловил тенденцию последних лет: публике хочется доброй классики, когда история разворачивается перед глазами, как она есть, без наворотов и спецштуковин.

Хочется отметить удачный выбор режиссером исполнителей всех ключевых ролей, особенно заглавных.

Новые мушкетеры по-настоящему молоды. Фото: Кино-театр.ру / https://kino-teatr.ru

Атос в исполнении Юрия Чурсина в меру мрачен и пьян, как и положено его герою, благороден и демонически привлекателен. Перед зрителем дверца в его сердце приоткрыта  гораздо шире, чем это нам показывали ранее: мы видим, что граф де ля Фер до сих пор любит свою жену, и ее казнь уносит половину его души.

Алексей Макаров не акцентирует внимание на земной плотности Портоса, справедливо полагая, что его внешняя фактура сама подчеркнет упоение героя радостями жизни. Он в меру ленив, в меру подвержен чревоугодию, в меру смешон и жизнелюбив.

Арамис в исполнении Павла Баршака предстает вполне куртуазным, но мужественным, а не изнеженным, словно хрупкий Адонис, который носит шпагу в ножнах лишь по недоразумению (при всем уважении  к версии Юнгвальд-Хилькевича, этот герой там выглядел так, словно ничего тяжелее  кружевного платка, в руках не держал).

   
   
Кадр из фильма "Три мушкетера", д'Артаньян (Риналь Мухаметов) и лорд Винтер (Алексей Воробьев). Фото: Кино-театр.ру / Кино-театр. ру

Говорят, что Жигунов изначально предполагал, что Арамиса сыграет актер и музыкант Алексей Воробьев. Но востребованный в связи с записью альбома в Лос-Анджелесе и съемками в голливудской картине артист смог выделить время только для небольшой роли лорда Винтера. Воробьев словно создан для роли Арамиса, но зато он сможет утешиться тем, что его героя просто не с кем сравнивать: в советском мюзикле лорда Винтера, брата мужа Миледи, из сюжета просто выкинули.

Миледи в исполнении нашей землячки Екатерины Вилковой сказочно хороша. Ее героине немного не хватает «яда», но по сокращенному варианту киноромана трудно вынести окончательное суждение.

Риналь Мухаметов (д'Артаньян) может стать кумиром любителей произведений Дюма. Фото: Кино-театр.ру / https://kino-teatr.ru/

Констанцию сыграла Анна Старшенбаум, которая нежна и хрупка, и мало напоминает искушенную придворными интригами матрону, знакомую нам по прежнему фильму: ее героиня скорее, похожа на юную фрейлину-неофитку.

Константин Лавроненко (Лорд Бэкингем) и Мария Миронова (Анна Австрийская) показали не мимолетную интрижку, а глубокое чувство мужественного влюбленного герцога и королевы, которая не вольна поступать по велению сердца. Если смерть герцога в мюзикле никто не заметил, то в картине Жигунова вряд ли оставит кого-то равнодушным эта сильная эмоциональная сцена.

Интересно наблюдать за психологическим поединком кардинала Ришелье (Василий Лановой) и короля Людовика (Филипп Янковский): два хитрых, коварных человека, играющих друг с другом, как кошка с мышкой.

Новый д'Артаньян - Риналь Мухаметов. Фото: АиФ-Нижний Новгород / Эльфия Гарипова

И, конечно же, Сергей Жигунов сделал совершенно блестящий выбор актера на роль главного героя, пригласив на роль ’Артаньяна 22-летнего артиста родом  из Казани, выпускника Школы-студии МХАТ Риналя Мухаметова. Его д’Артаньян – желторотый юнец, который наивно упивается жизнью, жизнерадостный провинциал, ошеломленный столицей. В нем еще много «гасконской деревенщины», но пылкие манеры уже выдают будущего покорителя дамских сердец, перед красотой и ослепительной улыбкой которого  не сможет устоять даже Миледи. В игре Мухаметова видна неподдельная искренность, его герою веришь и следишь за его взрослением с сочувствием.

Это первая большая роль артиста, и она получилась многообещающей: в российском кино появился настоящий романтический герой.

После показа фильма состоялась пресс-конференция, на которой Риналь Мухаметов ответил на вопросы кинозрителей и прессы, с обаятельной улыбкой раздавал автографы и фотографировался с вмиг появившимися у него поклонниками. Молодой актер рассказал о том, что несмотря на явные актерские задатки, в театральных вузах ему отказывали в приеме из-за того, что он заикается. Риналь не считал это преградой для учебы, и эта его уверенность в себе подкупила Кирилла Серебренникова, чей курс школы-студии МХАТ молодой актер закончил в прошлом году.

Риналь Мухаметов с поклонниками. Фото: АиФ-Нижний Новгород / Эльфия Гарипова

«Наш фильм простой, не ждите от него спецэффектов и всяких 3D-штук, - улыбается  исполнитель роли юного гасконца. – Простой –не значит «недорогой» (говорят, Сергей Жигунов вложил в фильм 12 миллионов долларов – ред.). Это значит, что в нем нет каких-то коварных подтекстов, он просто о жизни людей, которые любят. Этот фильм, в принципе, о нас, только в нем есть шпаги и лошади. В нем есть и гайдаевская нотка, которую я люблю, и я надеюсь, что вы ее оцените».

Зрители, посмотревшие картину, ее оценили высоко. И их мнение совпало с представителями 23 зарубежных стран, которые на кинорынках уже заключают договора с режиссером Сергеем Жигуновым на приобретение этой российской картины для проката у себя на родине.